За два года войны Минэнерго не смогло продвинуться ни в вопросе децентрализации генерации, ни в вопросе создания балансирующей газовой генерации.

Сергей Макогон, экс-руководитель ООО “Оператор ГТС Украины” (2019-2022):

Этот отопительный сезон может стать самым сложным в истории независимой Украины, потому что наш враг снова постарается погрузить нас во тьму и холод. В 2022 году энергетическая система уже получила серьезные повреждения. Генерирующие и транспортные мощности были частично восстановлены, хотя очевидно не до довоенного уровня.

Минэнерго бодро рапортует о почти полной готовности к зиме, хотя никакой детальной информации нет из-за требований военного времени. Однако в прессу просачивается информация, позволяющая делать определенные выводы и предположения.

Министерство планировало развивать децентрализованную генерацию и балансирующее газовое поколение, но ничего такого с начала войны сделано не было. Даже ту одну мобильную газовую установку, которую нам подарили американские партнеры в феврале, “Энергоатом” еще не подключил к ОЭС. Ходили слухи о поставках когенерационных установок для ТКЭ в нескольких городах, но подтверждения не было.

Пресса пишет об установке генераторов незначительной мощности, которые могут временно питать социальные объекты и объекты критической инфраструктуры, но они не могут претендовать на уровень децентрализованной генерации.

Недавно Минэнерго отчиталось о введении в эксплуатацию нескольких дополнительных угольных блоков на ТЭС, которые давно не использовались и были законсервированы. С одной стороны, это положительный факт, каждый дополнительный мегаватт поколения очень нужен, а с другой стороны, такой подход имеет ряд значительных минусов.

  1. Эти объекты нельзя назвать новой децентрализованной генерацией. Восстановленные блоки располагаются на площадках ТЭС, хорошо известных и пристрелянных врагом. Очевидно, что этой зимой будут проводиться массированные атаки по этим генерирующим объектам и местным транспортным сетям “Укрэнерго”. Поэтому такой подход не придаст устойчивости и гибкости нашей энергосистеме.
  2. Это угольные блоки. Соответственно, понадобятся дополнительные объемы угля для их работы, которых и так не хватает. Это подтверждают заявления ДТЭК и Центрэнерго о необходимости дополнительного импорта угля.
  3. Украине требуется именно балансирующее поколение для обеспечения интеграции все большей доли прерывистого солнечного и ветрового поколения. Еще до войны “Укрэнерго” оценивало размер недостатка балансирующей генерации 2 ГВт.

Именно дефицит балансирующего поколения вызывает необходимость импорта или аварийной помощи в вечернее время пикового потребления. Однако расконсервированные угольные блоки сложно назвать балансирующей генерацией. Угольные блоки не особо подходят для балансировки возобновляемых источников энергии из-за медленной скорости набора мощности и высокого уровня минимальной мощности (30-40%).

Для балансировки в мире используют преимущественно газовые электростанции, которые гораздо более гибкие, имеют быстрый набор мощности и низкий уровень минимальной мощности (около 20%). Поэтому потраченные время и средства на дополнительную угольную генерацию не решат проблему балансировки энергосистемы.

  1. Такой подход не снижает долю рынка крупных, формально немонопольных игроков. Олигополия отчетливо ощущается. Последний пример хорошего розыгрыша ситуации с аварийной помощью “Укрэнерго”, что привело к повышению прайс-кепов и соответственно росту цены на электричество, отлично это подтверждает. Создание новых игроков на рынке поколения повысило бы конкуренцию.

За два года войны Минэнерго не смогло продвинуться ни в вопросе децентрализации генерации, ни в вопросе создания балансирующей газовой генерации. Время проходит, что недопустимо в столь сложное для страны время.

За 18 месяцев войны можно было построить не менее 1 ГВт газовой децентрализованной генерации. Доноры бы скорее поддержали такие реальные и нужные проекты, чем строительство атомных блоков и малых модульных реакторов.

Обнадеживает тот факт, что уже западные партнеры видят эти явные провалы и сами настаивают на определенных шагах. К примеру, недавно правительства Украины и США подписали меморандум, по условиям которого американские власти готовы выделить 522 млн. долл. на энергетические проекты в Украине, в том числе на “установление распределенной газовой генерации” (в частности турбины CCGT производства США).

Остается надеяться, что чиновники Минэнерго не оставят этот меморандум на бумаге, а смогут его реализовать. Очевидно, что в Украине не все хотят изменения сложившихся баланса сил и рыночных долей угольной и атомной генерации, а также разрушение странного симбиоза угольной и ВИЭ-генерации одного немонопольного игрока. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий