Что происходит на рынке нефтепродуктов и когда топливо, наконец, начнет дешеветь?

Такими высокими, как в последние полтора месяца, цены на горючее еще не были. Даже в начале войны, когда в стране был катастрофический дефицит бензина и дизельного горючего, а заправочные станции ограничивали продажи десятью литрами на клиента, средняя стоимость горючего не превышала 55 грн. за литр.

Нынешние цены побили эти рекорды. Стоимость горючего начала расти с 1 июля, когда государство вернуло довоенные налоги. За это время в отдельных сетях стоимость литра бензина и дизельного горючего выросла на четверть или на 14 грн.

По словам участников рынка, есть основания полагать, что цены достигли пика, а уже в ближайшее время можно ожидать их снижения.

Что с ценами на заправках

1 июля состоялся второй этап возвращения довоенных налогов на горючее. НДС на нефтепродукты вырос с 7% до 20%, акциз на бензин – до 213 евро за тыс. л, на дизтопливо – до 139,5 евро за тыс. л. Акциз на автогаз не изменился – 52 евро.

С тех пор на автомобильных заправках началось настоящее ралли. Только за первые три дня стоимость горючего в крупных сетях АЗС выросла на 3-5 грн. за л. Определенную стабилизацию на рынке игроки начали фиксировать только в начале октября.

1 июля средние цены на премиальный бензин А-95+ выросли на 11 грн./л, а в крупных сетях – на 14 грн. По данным Консалтинговой группы А-95 , 11 октября литр этого бензина стоил почти 60 грн., а в одной из сетей даже больше.

Бензин А-95 подорожал на 10,85 грн./л. В больших сетях он стоит около 58 грн., а средняя цена составляет 55,48 грн. Средняя стоимость дизтоплива за указанный период выросла на 12,4 грн. за л, сжиженного газа – на 4,05 грн. за л.

Как рассказывают собеседники ЭП на рынке, рост цен обусловлен преимущественно налоговой составляющей. Она самая большая, но не единственная. Повышение стоимости горючего также связано с удорожанием нефтепродуктов в мире.

Относительно июньских цен налоговая составляющая прибавила к стоимости дизельного горючего около 8 грн. за л, бензинов – около 11 грн. за л. Такая разница связана с разными ставками акцизов на разные виды горючего.

Какая ситуация накануне зимы

Поскольку после начала войны почти весь объем горючего поступает в Украину из стран ЕС, ключевым фактором для непрерывности поставок является беспрепятственное прохождение таможни. С этим, как рассказывают участники рынка, есть проблемы. Затруднения возникают и на южном, и на западном направлениях.

“Чтобы выехать бензовозом в Польшу или Литву, на границе нужно ждать 12 дней. Парализированная работа и на границах с другими странами – от Молдовы до Болгарии”, – рассказывает глава группы компаний Prime Дмитрий Леушкин.

По словам директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, в целом по вопросу поставок ситуация нормальная, но сейчас на рынке есть некоторые трудности.

“Есть задержки с прохождением бензовозов в направлении Польши, потому что поляки в последнее время стали очень медленно их оформлять. Они всегда делали это не слишком быстро, но сейчас ситуация ухудшилась”, – объясняет Куюн.

На южном направлении Гостаможслужба и СБУ начали более тщательно проверять горючее на предмет его возможного происхождения из России.

“Юг – самое рискованное направление. Например, Болгария получает много российского горючего, а оттуда идут поставки в Украину. Относительно Румынии вроде бы не все так страшно, но тоже есть подозрения, поэтому проверки там усилились”.

В общем, я не вижу провалов или оснований для дефицита. Тем более что рост цен на 13-14 грн. за литр сильно ударил по потреблению. Возможно, сейчас не нужно много горючего, поэтому меньше поставляют”, – отмечает Куюн.

С ним согласен эксперт Геннадий Рябцев: “Определенные проблемы, безусловно, возникают, но я не думаю, что это вызовет дефицит. Ситуативный для отдельных сетей – возможно, но не в масштабах всей страны”.

Что будет с ценами на АЗС

Среди ключевых ценовых факторов – стоимость горючего в ЕС, на которую влияет цена на нефть на мировом рынке; налоги; курс гривны по отношению к доллару и наценка сетей.

Возврат налогов к довоенному уровню уже произошел, поэтому здесь изменений не будет. Рост стоимости нефтепродуктов за пределами Украины вызвал новости о том, что ключевые игроки рынка планируют существенно сократить добычу нефти. В сентябре цена на сорт Brent подняла до самого высокого за год уровня – 95 долл. за барр.

Впоследствии цена снизилась до 85 долл. за барр., но после начала войны в Израиле снова поднялась. Правда, через несколько дней цена снова снизилась.

“Уровень 85-87 долларов за баррель должен сохраниться. Если котировки останутся в этом коридоре, то можно сказать, что пик стоимости горючего в Украине достигнут и каких-то объективных причин для дальнейшего роста нет. В таком случае отдельные сети начнут стимулировать спрос на топливо увеличением скидок по программам лояльности”, – считает Рябцев.

По его словам, даже если нефть подорожает до 93-95 долл. за барр, цены на АЗС подниматься не должны, но тогда скидок по программам лояльности не будет.

Куюн с ним согласен: “Если нефть будет стоить до 95 долларов, то мы останемся в пределах 60 грн. за литр бензина и дизельного горючего. Если пойдет выше, то цены пойдут вверх. При нынешних ценах на нефть есть возможность немного удешевить горючее. Рынок проседает, потребление падает, сети постараются оживить спрос”.

Еще один немаловажный фактор – курс гривны, который с 3 октября стал “гибким”. “После этих изменений от НБУ все волнуются, но пока сильных колебаний нет. Если курс “уплывет”, то это станет важным фактором: девальвация на гривну означает плюс 80 копеек до литра горючего. Это нужно иметь в виду”, – подытожил Куюн. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий