Момент серьезных закупок газа в Европе упущен. На условный миллиард долларов, которого нет, в июне можно было купить до трех миллиардов кубометров газа, сегодня не купишь и двух.

Зима близко. С ноября в любом случае отопительный сезон начнется для всех, к сожалению, как и вражеские обстрелы энергетической инфраструктуры. Об этом говорят на Ставке Верховного главнокомандующего, говорят союзники, говорят западные разведки, акцентируя внимание на накоплении россиянами ракет и дронов для действительно массированных ударов. Тут хотелось бы, кроме хороших советов, еще больше ПВО, но и на этом спасибо.

Расчет РФ на то, чтобы развалить украинскую энергоинфраструктуру, понятен. Этой осенью они уже били по подстанции на Ровенщине, в прошлую среду – по энергообъекту в Харькове. Это только начало, и ассортимент может расшириться.

Кроме энергетики, в прошлом году били и по нефтепереработке – иногда по небольшому НПЗ полуподпольного типа прилетало ракет в несколько раз больше его стоимости, а на Кременчугском НПЗ прилеты давно считают десятками.

А вот газодобычи в основном везло, и попадания по его объектам были нечастыми. Приблизительно 95% украинской газодобычи – это прифронтовые Слобожанщина, Полтавщина, Черниговщина и Сумщина. Несмотря на это, отрасль неплохо проходит вызовы Великой войны – добыча практически не упала, впрочем, и падать там невысоко. Что ж, ситуация может резко измениться. Как после нашего публично анонсированного наращивания добычи и планов пройти зиму только на собственном газе, так и из-за желания РФ снова поиграть в контролируемый дефицит.

Буквально на днях Путин почти прямым текстом пригрозил прервать транзит газа через Украину. Сразу после этого в Финском заливе был “загадочно” поврежден газопровод, по которому газ поступал в страны Балтии. Трубу повредили серьезно, ремонт займет несколько месяцев. Газовый баланс Эстонии и Латвии на эту зиму сразу стал напряженным, но и без того скромные возможности Польши поставлять нам газ еще больше сократились. Удары террористов по Израилю привели к частичной остановке газодобычи в Средиземном море, что тоже качало цены в Европе вверх. Газ все еще дешевле пиков прошлой зимой, но с лета его стоимость выросла в полтора раза. Нам докупить не за что и ни у кого.

Суммарно за прошлую зиму, по оценке НАК “Нафтогаз Украины”, мы сожгли около 14 млрд. кубометров (к сожалению, благодаря сокращенному потреблению). При этом из подземных хранилищ за сезон подняли всего 5,6 млрд. кубометров, или 40%. С импортом тоже получилось неплохо, по прикидкам, нужно было от трех до шести миллиардов кубометров, а фактически зимой уложились в неполный миллиард.

Успешное прохождение прошлого сезона, еще и практически на своих ресурсах, – вот основание нынешнего официального (и необоснованного) оптимизма, мол, и сейчас, и дальше будем обходиться только газом своей добычи. Похоже, что так и будет, только это, безусловно, не будет просто.

Момент серьезных закупок газа в Европе упущен. На условный миллиард долларов, которого у нас нет, в июне можно было купить до трех миллиардов кубометров газа, сегодня не купишь и двух.

Оценки расхода газа на следующую зиму, по мнению НАКа, будут равны прошлогодним – примерно 14,7 млрд. кубометров. Вероятность холодной зимы из-за безденежья приходится игнорировать.

И даже для обеспечения минимально нужного объема с середины апреля следовало накопить пять с лишним миллиардов кубометров, что изначально выглядело не особо сложным, но… Традиционный беспорядок в государственной энергогенерирующей компании “Центрэнерго” заставил и заставляет внепланово тратить на нее газ. Так что до июля запасы восстанавливались с отставанием от графика.

Зато в дальнейшем в хранилища пошел буквально поток газа и заветная цифра (14,7 млрд.) стала приближаться прямо на глазах. Но был небольшой нюанс – газ, закачанный в третьем квартале, более чем наполовину не свой, а иностранных трейдеров.

Европа, пережив сверхвысокие цены на газ в прошлом году, создает себе страховую подушку в подземных хранилищах. Практически 100% их заполнение заставило трейдеров обратить внимание и на наши хранилища.

В этом случае сказалась их вера даже не в “Нафтогаз” (хотя и ему умеренно верят), а в ВСУ. Основные хранилища газа расположены в 800 км от линии фронта, и в возможность когда-то “второй армии мира” их пройти сейчас (в отличие от начала 2022-го) не верит никто. Если в прошлом году с апреля по октябрь в страну пришло из Европы всего 440 млн. кубометров, то в семь раз больше – 3,05 млрд. Немного по стандартам 2020-го, когда доходило и до десяти миллиардов, но тенденция хорошая. Украине эти деньги не лишние.

Однако хорошие цифры о приросте запасов не решают проблемы, а маскируют ее. На сегодняшний день (по расчетам) в хранилищах находится 16 млрд. кубометров, что больше нужных 14,7 млрд. Но 2,4 млрд. кубометров из них – газ иностранных трейдеров, его Украине не будут продавать. Наши внутренние цены для населения были ниже европейских даже во время летних скидок. Так что этот газ наверняка зимой вывезут обратно в Европу.

Кроме этого, в украинских хранилищах лежит до полутора миллиардов кубометров газа частной украинской добычи (в частности, газ Оператора газотранспортной системы, не необходимый для ее работы, – поставлять его населению оператор не обязан, а его возможная реквизиция не добавит шансов отечественной газодобычи). Некоторые трейдеры от греха подальше стали отдавать ресурс в залог банкам или продавать нерезидентам с правом обратного выкупа.

Еще около 4,1 млрд. кубометров составляет так называемый активный газ долгосрочного хранения. Фактически буферный. Поднять его в принципе можно, но за всю историю никто этого не делал, и как это отразится на самых подземных хранилищах, тоже никто не знает. Следовательно, хотя по расчетам НАКа газа собственной добычи хватит для населения, а частники закроют потребности промышленности, вопросов хватает.

Особенно с учетом того, что государственное Центрэнерго привычно провалило накопление угля и наверняка зимой будет курить газа гораздо больше, чем планирует НАК. Вариант отключения их харьковской Змиевской ТЭС просто невероятный – орки этого и добиваются ракетными атаками. Прифронтовые ТЭЦ и ТЭС будут поставлять, причем по льготным ценам и понимая, что львиная доля поставленного ресурса уйдет в безнадежную задолженность.

Озвученные цифры, что электроэнергетика (в том числе и городские ТЭЦ) потратит за сезон два-три миллиарда кубометров, слишком оптимистичны. Если же зима будет холоднее, что, вероятно, тем более.

А значит, по грубым прикидкам, нам нужно обеспечить полтора-два миллиарда кубометров газа отечественной добычи (как государственной, так и частной). А противник нам будет мешать максимально. Придется выстоять.

Сами скважины и оборудование промыслов не так уж легка цель, как показали налеты прошлой зимой. С компрессорными хуже, они больше и уязвимее. Здесь требуются максимально возможные количество и качество защитных сооружений, неоднократная отработка действий при ударе и рассредоточении части оборудования неработающих компрессоров в качестве ремфонда.

Безусловно, критически требуются надежные укрытия для работников. Имеющаяся практика, что при налете они убегут “он в тот окопчик в посадке”, неоднозначна. Были серьезно пострадавшие объекты после довольно легких прилетов из-за того, что их некому было тушить. А были и сохранены после прямых попаданий баллистических ракет, потому что спасать их начали буквально через минуту.

Нужны и радиоэлектронная борьба, и ответные удары, чаще и подальше. Работа ракетоуловителем для многомиллионной страны – идея. Да и та же покупка дополнительных пожарных машин и реагентов была бы далеко не излишней. А времени все меньше.

С начала осени Ставка ВГК несколько раз обращалась к вопросам энергетики и инфраструктуры. Принимался многоуровневый план защиты энергетики и критической инфраструктуры. Рисовали графики. Вроде бы все правильно, но откровенно пугает тональность публичной риторики Минэнерго и НАК “Нафтогаз Украины” о том, как все прекрасно. (Игорь Маскалевич, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий