Эксперт топливного рынка Сергей Куюн рассказал УНИАН, как топливный рынок отреагировал на блокаду украинской границы, как долго цены на автогаз будут бить рекорды, и на какой отметке остановятся, чего ожидать от стоимости бензина и дизеля, и грозит ли нам дефицит.

– Автогаз на некоторых заправках достиг исторической отметки – почти 40 грн. за литр. В то же время стоимость бензина и дизеля наоборот немного уменьшилась. Почему блокирование польскими перевозчиками границы с Украиной так сильно ударило именно по рынку автогаза и не задело другие виды горючего?

– Ответ очевиден – через польскую границу нам поступало до 30 процентов общего импорта сжиженного газа, и поступало именно автотранспортом. Соответственно, когда этот поток остановился, это сразу же привело к дефициту на рынке. Такой большой объем очень тяжело быстро заместить. Поэтому и цены соответственно пошли в гору.

По дизелю и бензину через польскую границу поставки автотранспортом составляли до 10 процентов и соответственно рынок смог оперативно этот дефицит покрыть за счет других источников. Поэтому мы видим не то, что подорожание, а даже удешевление.

– В каких регионах и сетях АЗС сейчас самые большие проблемы с наличием автогаза?

– Мы смотрим не по регионам. Нельзя сказать, что где-то ситуация более тяжелая. Мы говорим, что по объемам провалились некоторые заправочные сети. Некоторые из них очень ориентированы на автотранспортные поставки из Польши.

К примеру, сети “Авиас”, UKRNAFTA, ANP. У них в половине регионов вообще нет газа, в другой половине есть точечно. А там где есть, они поставили цену под 40 грн. – это самая высокая цена на рынке – для того, чтобы немного подавить спрос.

Также перебои на заправках БРСМ, Avantage, UPG.

Что касается крупных игроков – ОККО, WOG, то у них более или менее все нормально. ОККО, например, всегда много снабжали железной дорогой. Соответственно, блокировка автодорог по ним меньше ударила.

А у таких, как UPG – поставки светлых нефтепродуктов практически полностью сосредоточены через польскую границу, у них ситуация более напряженная.

– Представьте, что поляки продолжат блокировать границу еще обещанные два месяца. Что тогда будет с дефицитом автогаза в Украине и ценами на него?

– Думаю, для того чтобы выйти из этой ситуации, нам нужно будет пару недель, и все необходимые объемы будут поступать на рынок. Проблема решится через две недели, и потом мы сможем без поставок через польскую границу абсолютно спокойно функционировать.

– А как эта проблема решится?

– В настоящее время существует несколько путей преодоления ситуации. Первый – грузы с топливом переставляют с автотранспорта на железную дорогу. Второй – трейдеры покупают в Польше, но завозят этот газ через Словакию и Румынию. То есть, едут в объезд вдоль границы. Третий – они просто наращивают поставки с южного направления: в основном речь идет о Румынии.

Единственное, что быстро сделать это тяжело, через польскую границу шел большой объем сжиженного газа. Но все равно все трейдеры уже понимают, что делать и откуда его брать. Рынок не сидит и не ждет. Уверен, что в декабре все устроится.

– А что случится, если и в Словакии, например, захотят заблокировать границу, ведь такие попытки были недавно?

– Конечно, если и другие страны будут блокировать границы, то это стабильность не придаст. Во всяком случае, я вижу, что украинские компании вообще пытаются забрать свои заказы на поставки горючего из стран Балтии или Польши и больше переориентируются на юг.

Да, блокирование границ со Словакией может добавить проблем, но они не будут такими острыми, как сегодня.

– Как отразится на цене горючего увеличение транспортных расходов, поскольку газовозы должны фактически ехать через другие страны, чтобы доставить украинским потребителям топливо?

– Конечно, это ложится на цену. С учетом того, что сегодня цена на автогаз взлетела и находится выше объективного уровня на 7-8 грн. за литр (37-38 грн. за литр), эта затратная логистика может добавить к цене в пределах 2 грн.

– Украина уже прошла пик дефицита и, соответственно, максимального ценового скачка по сжиженному газу или он еще впереди?

– Я думаю, сейчас мы как раз на пике цены, а по дефициту – прошли этот пик, поскольку уже идут новые поставки. Но ведь все равно где-то не успевает железная дорога, где-то задерживаются бензовозы.

В декабре, когда проблему с объемами автогаза удастся решить, я думаю, что цена на него снова будет меньше 30 грн. за литр.

– Поговорим о бензине и дизеле. Видим, некоторые крупные сети внезапно снизили цены сразу на 5-10 грн. – до отметки ниже 50 грн. за литр. Что происходит на рынке?

– Вот такое резкое снижение именно в этот период – это маркетинговый ход в так называемую “Черную пятницу”. Компании конкурируют и пытаются привлечь новых клиентов. Однако уже с понедельника цены вернутся на прежний уровень.

Но в целом процесс снижения цен на бензин и дизель начался еще до этого. На прошлой неделе мы видели, что одна из сетей снизила цены даже на 3,5 гривны. Это и есть тот горизонт понижения цен в дальнейшем уже в спокойном режиме.

В целом, тренд на снижение цен сейчас очень хорош. Потому что цена на нефть упала с 95 долларов за баррель в сентябре до 80 долларов. Соответственно, закупочная стоимость снижается, и это дает возможность снижения цены на колонках.

– Принимая во внимание такой положительный тренд снижения цен на бензин и дизтопливо, с какими цифрами на стелах АЗС мы можем войти в новый 2024 год?

– Все будет зависеть от того, удержится ли в декабре низкая цена на нефть. Нет в этом уверенности, потому что никто не прогнозировал, что она вообще может снизиться. Все прогнозировали и 120, и 150 долларов за баррель. А на самом деле имеем достаточно существенное понижение. Потому сказать уверенно, на сколько цены будут падать, нельзя.

– Если начнутся массовые отключения света зимой, когда граждане и бизнес запустят бензиновые и дизельные генераторы, не спровоцирует ли это дефицит топлива?

– Я думаю, что все, кто хотел сделать запас горючего на этот случай, уже заливали свои канистры. Все уже обучены прошлогодним опытом и укомплектовались. Главное, что есть большая уверенность в том, что у нас есть горючее.

Прошлый год показал, что так называемый генераторный спрос не является критически большим для рынка. Когда наступают блекауты, то да, спрос на горючее для генераторов растет, но, с другой стороны, затухает активность транспорта, потому что он не может нормально функционировать. Соответственно, больших колебаний не происходит.

– Что можем посоветовать украинцам, учитывая нестабильную ситуацию на рынке горючего, особенно с автогазом?

– Паниковать точно не нужно. У нас за последние полтора года полностью перестроена логистика поставок, и есть опыт того, как действовать в сложных ситуациях. Есть парк необходимого транспорта, чтобы привезти любые объемы. Поэтому с наличием горючего вообще вопросов не будет.

По стоимости от нас мало что зависит – как будет вести себя мировой рынок, посмотрим. (Анна Бредихина, УНИАН/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий