Ежегодная Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата COP28 в самом разгаре.

Именно в рамках конференции в 2015 г. (COP21) мир согласился ограничить глобальное потепление до 1.5°C по сравнению с доиндустриальным уровнем до 2050 г. В этом году 198 стран собрались в Дубай (ОАЭ), чтобы поделиться своими достижениями на пути к достижению глобальных целей устойчивого развития. Как одно из крупнейших глобальных климатических событий, COP традиционно сосредотачивается на создании механизмов поддержки стран, пострадавших от изменения климата, и поиске путей не только адаптации к новой реальности, но и смягчении глобального негативного влияния на экологию. Кроме того, что уже неоднократно обсуждались участниками события, в повестке дня COP28 появились новые важные вопросы, такие как здравоохранение, торговля и помощь, восстановление и мир.

Вспомним основные результаты конференции COP27, впечатлениями от которых поделились гости специального выпуска подкаста Energy Podcast – Ребекка Ширли из Института мировых ресурсов (Африка), Сьюзен Шеннон из Shell, Эдуарда Зогби из Global Student Energy и Андреа Бонзанни из Международной ассоциации торговли. Ожидания от COP28.

  1. Изменение климата становится делом каждого

Одним из основных изменений, которое стало заметнее в последние годы, является переход COP от формата межправительственных переговоров к мерам с участием широкого ряда представителей и активистов городов, местных общин, а также молодежных организаций, предприятий и бизнеса. “К счастью, конференция становится более инклюзивным пространством как для негосударственных участников, так и для представителей глобального Юга, наиболее существенно страдающих от изменения климата, – уверена директор по исследованиям, данным и инновациям в Институте мировых ресурсов Ребекка Ширли. – Теперь COP – это не только переговоры, но и пространство, где гражданское общество может высказать свои мысли, рассказать о том, что происходит на местном уровне, и поделиться опытом переживания изменений климата в своих странах и общинах”.

Вице-президент Shell по вопросам политики и адвокации Сьюзен Шеннон подчеркивает важность все большего присутствия бизнеса на конференции: “Для успешного энергетического перехода нужны триллионы долларов инвестиций. И подавляющее большинство из них поступит из частного сектора и таких компаний, как наша”. Несмотря на все глобальные усилия, сегодня выбросы продолжают расти. Ввиду этого Сьюзен Шеннон уверена, что “объединение всех сил вместе – это единственный способ найти средства и потенциал, необходимые для ускорения прогресса”.

Это мнение лишь усиливает нынешняя речь Антониу Гутерреша, Генсека Организации Объединенных Наций, на открытии климатического саммита COP28 – он заявил, что 2023 станет самым жарким годом в истории человечества. “Мы переживаем климатический коллапс в режиме реального времени, ” – подчеркнул Генсек, поэтому для преодоления этого глобального вызова нужно объединиться и сделать климатические обязательства приоритетом каждой из стран.

  1. Солидарность и подотчетность

Перед участием в COP27 Институт мировых ресурсов утверждал, что успех конференции будет измеряться ее способностью достичь двух целей – солидарности и подотчетности.

Солидарность заключается в поддержке стран, наиболее уязвимых и непосредственно пострадавших от изменения климата – и в этом вопросе был достигнут значительный прогресс. Одним из основных достижений конференции COP27 стало создание фонда потерь и ущерба, который должен компенсировать ущерб, причиненный таким странам в результате повышения температуры на средства более богатых стран, ведь страны с хорошо развитой экономикой наиболее причастны к последствиям глобального потепления. В этом году, в рамках COP28, работа фонда была официально запущена и собрана не менее $420 млн.

В то же время цель подотчетности, которая состоит в том, чтобы выяснить, достигает ли мир своих климатических целей, дала неудовлетворительный результат. “Сейчас мы очень далеки от нужного пути, и речь идет не только об угле. Использование нами нефти и газа также остается очень значительным… В 2020 году мы получили около 632 миллиарда долларов финансирования климатических решений, однако мы все еще тратим 850 миллиардов долларов ежегодно на ископаемое топливо. И до сих пор нет достаточно конкретных формулировок относительно поэтапного отказа от ископаемого топлива”, – комментирует Ребекка Ширли.

Завершение первого “глобального подведения итогов” по поводу того, как страны пытаются удержать рост глобальной температуры, является одним из наиболее ожидаемых результатов COP28. И хотя конференция еще продолжается, последний отчет ООН по разрыву выбросов ( Emission Gap Report 2023) свидетельствует, что текущие обязательства стран по ограничению климатических изменений приведут к потеплению почти на 3°C в этом веке – а следовательно, действия должны стать более амбициозными .

  1. Смещение фокуса на энергетическую безопасность

Из-за российского вторжения в Украину вопрос энергетической безопасности 2022 г. для многих стран стал еще более критичным. Во главу угла дискуссий стала перспектива глобальной необходимости продолжения инвестиций в существующие технологии, включая ископаемое топливо, для обеспечения базовой энергетической стабильности.

“Пока мы двигаемся к декарбонизации, мотивы не имеют значения, – говорит Сьюзен Шеннон из Shell. – Но если у нас не будет энергетической безопасности, мы не сможем масштабировать некоторые нужные [для декарбонизации] решения”.

В 2023 году вопрос остается острым для мира и Украины. Именно поэтому среди планов Украины на COP28 представление собственного проекта зеленой энергетики и Тилигульской ветровой электростанции, призванных повысить энергетическую независимость государства.

Решительные шаги в этом направлении демонстрируют и другие страны-участницы. В частности, Китай уже сегодня самостоятельно обеспечивает 80% собственных потребностей энергии, по которым все больше места занимает ветровая и солнечная энергетика. В прошлом году масштабные обязательства по сокращению добычи угля также были объявлены со стороны игроков глобального Юга. “Южная Африка и Индонезия объявили о планах сократить добычу угля в своих странах, от которых они зависят, – комментирует старший советник Student Energy Эдуарда Зогби. – Все больше стран также собираются объявить о своих программах энергетического перехода “.

  1. Понимание взаимосвязи климата и природы

Еще один вопрос, который привлек больше внимания в последние COP – это взаимосвязь между климатом и природой. Именно поэтому одна из тематик COP27 была посвящена биоразнообразию.

Сьюзен Шеннон и Ребекка Ширли соглашаются о важности темы. “Приятно видеть акцент на этом, и мы ожидаем, что в скором времени увидим определенный глобальный подход к проблемам биоразнообразия, подобный сформировавшемуся относительно климата”, – говорит эксперт из Shell.

К примеру, экономический рост Африки в значительной степени опирается на ее природный капитал, поскольку до 62% ее ВВП зависит от природных ресурсов. Сохранение природы континента – это уже не просто амбициозная климатическая цель, а жизненно важный вопрос его долгосрочного благосостояния. Поэтому основные ожидания африканских представителей сосредоточены на получении помощи от международного сообщества в разработке действенных планов по преодолению эскалации потерь местной природы.

  1. Углеродное кредитование и законодательство

Рынки углеродных кредитов считаются одним из наиболее эффективных способов установления цены на выбросы углерода. В их пределах проекты, уменьшающие выбросы, генерируют углеродные кредиты. Их могут приобрести предприятия для компенсации выбросов, сокращение которых дорогое или для которого нет доступных технологий.

Статья 6 Парижского соглашения посвящена установлению рыночных условий для сотрудничества между странами в этой сфере. По словам директора по международной политике Международной ассоциации торговли выбросами Андреа Бонзанни, во время COP27 был достигнут значительный прогресс в контексте ее обсуждений.

“В результате обсуждений COP27 страны наконец-то имеют то, что нужно для движения вперед и разработки регулировок согласно статье 6. Поэтому внимание постепенно смещается на ключевые решения, которые должны быть приняты странами, желающими ввести углеродные рынки и воспользоваться преимуществами от них”.

В рамках COP28 эксперты ожидают более детального обсуждения унифицированной системы для торговли углеродными кредитами, в частности, принятия стандартизированной методологии и согласования протоколов для частных продаж этих кредитов за границу.

С момента подписания знакового Парижского соглашения в 2015 году в сфере возобновляемой энергетики и электромобилей произошли огромные сдвиги, подталкивающие страны к достижению обещанных целей “чистого нуля”.

В то же время впереди еще много вызовов. COP28 призвана подвести итоги и показать, куда мировое сообщество продвинулось по отношению ко всем предыдущим обязательствам. Эксперты прогнозируют, что оценка будет свидетельствовать о значительном разрыве, однако она станет мощным сигналом для стран пересмотреть свои стратегии и законодательство, чтобы догнать глобальные климатические цели. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий