В партии “Слуга народа” предупредили автовладельцев о скором трехкратном повышении акциза на автогаз. Что будет с ценами на топливо и как эти изменения повлияют на рынок?

В последние годы в Верховной Раде идут бесконечные войны между сторонниками и противниками поднятия ставок акцизов на сжиженный газ для автомобилей. Этого депутаты уже даже не скрывают.

“Единственный аргумент, почему раньше акциз на газ был низким, заключается в том, что когда-то на рынке LPG были сильнее лоббисты, чем на рынке бензина”, – заявил в начале декабря глава парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев.

По его словам, в ближайшие несколько месяцев акциз на автогаз должен быть повышен втрое: с 52 евро за тыс. л до 160-170 евро.

Почему власти заговорили о пересмотре налогов на экологическое топливо для двигателей внутреннего сгорания и какое лобби победит в этот раз?

Автогаз против бензина

Последняя попытка пересмотреть налоги на горючее была в середине 2022 года. Тогда в Кабинете министров предложили ввести радикальный и одновременно унифицированный подход: сравнить ставки акцизов на автогаз, бензин и дизельное топливо на уровне 100 евро за тыс. л.

Однако предложение правительства провалилось и ставки акциза вернули на довоенный уровень: 213 евро за тыс. л – для бензина, 139 евро – для дизельного горючего и 52 евро – для сжиженного газа.

После этого казалось, что о повышении налогов на горючее не упоминается еще долго. В конце концов, это один из чувствительных вопросов для общества, однако оказалось, что нет ничего невозможного. В начале декабря председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев неожиданно для всех предупредил: в ближайшие месяцы должен состояться очередной пересмотр акцизов на автомобильный газ.

“Соотношение должно быть в энергоемкости. Если применяем эту логику при ставке на бензин 213 евро за тысячу литров, то ставка на газ должна быть 160-170 евро. Это европейская практика”, – отметил депутат.

Опрошенные ЭП эксперты и участники рынка считают, что инициатива Гетманцева противоречит принципу налогообложения в Евросоюзе и выгодна крупным сетям АЗС.

“Оцениваю такие заявления как очередной виток борьбы между сторонниками и противниками рынка автогаза в Украине. У нас есть фактические монополисты, получающие сверхдоходы от продажи бензина, и путающиеся у них под ногами мелкие продавцы сжиженного газа”, – говорит эксперт Геннадий Рябцев.

“Большим сетям выгоднее продавать бензин, наценка на который от 10 до 15 грн. на литре. Это гораздо больше, чем было до начала большой войны. Маржа на автогазе намного меньше: от 2 до 5 грн. на литре”, – добавляет аналитик Upeco Александр Сиренко.

Если сравнивать акциз на сжиженный газ и бензин в соседних странах, то Украина соответствует пропорциональности – показателю 24%, констатирует глава Ассоциации сжиженного газа Станислав Батраченко. “Согласно директиве ЕС №96, газ – 68 евро за тысячу литров, а бензин – 359 евро. Между тем в Украине – 52 евро против 213,5 евро соответственно”, – добавляет глава ассоциации.

Директор стратегического развития компании “Укравтономгаз” Андрей Дорофеев отмечает: “Если Гетманцев хочет воспроизвести европейскую модель ставок акциза по энергоемкости и поднять ставку на LPG в Украине более чем в три раза, то тогда ставку на бензин и дизельное топливо тоже нужно приравнять к среднеевропейским – 549 евро и 449 евро за тысячу литров соответственно.

“Очевидно, при нынешних ценах на АЗС никто ставки на бензины и дизель пересматривать не будет, потому что это будет означать очередное удорожание горючего. Об этом даже речь не идет”, – говорит собеседник ЭП в правительстве.

Как изменялся рынок сжиженного газа

С 2012 г. отечественный рынок сжиженного газа постоянно рос, достигнув пика в 2019 г. В последующие два года произошло незначительное падение, но его объем все равно поражал.

По данным Консалтинговой группы “А-95”, до войны по объемам потребления автогаза Украина входила в пятерку стран – мировых лидеров наряду с Кореей, Турцией, Россией и Польшей.

Украинцы активно инвестировали в переоборудование своих автомобилей. По оценкам профильных экспертов, таких машин в стране около миллиона. Побудят автовладельцев к этому относительно благоприятные цены на пропан-бутан, которые традиционно были вдвое ниже бензина.

Даже во время кризиса, вызванного блокировкой границы польскими перевозчиками, когда стоимость автогаза выросла до рекордных 36 грн. за л, он оставался выгоднее бензина. Правда, на рынок автогаза оказала существенное влияние война. За последние два года он упал почти вдвое. Не добьют ли его новые ставки акцизов?

Как новые акцизы повлияют на рынок и что будет с ценами

Как повлияют на рынок предложенные акцизы на автогаз? По мнению Рябцева, после повышения акцизов рынок автогаза в Украине перестанет существовать. “Газ будут покупать только те, у кого нет двухтопливных систем. То есть потребители, купившие чисто газовые авто, а их не так много”, – считает эксперт.

Батраченко отмечает, что и без изменений в налоговом законодательстве этот рынок рискует прийти в упадок: “Ежегодно с рынка и так выходят около 100 тысяч авто, которые используют газобаллонное оборудование. Если повысить налоги, то газовые заправки превратятся в ненужность. Этот рынок можно потерять навсегда”.

Между тем, директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн считает, что водители не откажутся от автогаза, пока его стоимость не пересечет отметку 40 грн. за л. “Никто не будет ездить на бензине, если есть газ по 33-35 грн., а у тебя в машине ГБО. Да, экономия будет меньше, но газ будет продаваться”, – отметил Куюн.

“Автогаз будет существовать, потому что его покупают не только водители. Есть сегмент населения – газ в баллонах для приготовления пищи, есть промышленное потребление – аграрии используют сжиженный газ для сушки зерна”, – добавил Сиренко.

А что будет с ценами? Собеседники ЭП говорят, что при предложенном повышении акциза стоимость автогаза может возрасти на 4-5 грн. за л.

“Основная цель такого повышения – дополнительные деньги в бюджет. На АЗС маржа рекордная за всю историю, а налоги – на довоенном уровне. Минфин ищет средства, нашли сжиженный газ”, – объясняет Куюн.

“Средства можно найти и в других местах: лучше собирать налоги, которые не все платят в полном объеме, усилить контроль над налогообложением. Рынок такое повышение точно не убьет, но навредит ему существенно”, – подытожил Сиренко. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий