В конце января в администрации президента Джо Байдена объявили о приостановлении выдачи лицензий на незавершенные и будущие проекты (!) экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в страны, не являю-щиеся участниками соглашений о свободной торговле. На какой срок? Пока Министерство энергетики США не завершит анализ их влияния на климат.
Что произошло?
Приостановка выдачи лицензий не касается семи действующих американских заводов по сжижению и экс-порту природного газа, которые могут производить до 87 млн. тонн СПГ в год. Между прочим, это совокуп-ное годовое потребление Германии и Франции. Также указанное решение не касается еще пяти уже одоб-ренных и строящихся проектов, которые добавят еще 63 млн. тонн мощности к 2028 г.
Следовательно, это решение не повлияет на прогноз по экспорту СПГ из США до 2028 г. и не окажет крат-ко- и среднесрочного влияния на безопасность поставок в ЕС. Более того, есть определенные исключения, предусмотренные при возникновении чрезвычайных ситуаций, угрожающих национальной безопасности союзников, если потребление СПГ резко возрастет.
Тем не менее, принятое решение может повлиять на траекторию и темпы роста сектора и будет иметь по-тенциал для сужения рынка в долгосрочной перспективе в случае, если оно будет действовать долго.
Насколько продолжительным будет действие решения?
Министерство энергетики США должно осуществить проверку влияния на окружающую среду, пересмотр будет продолжаться месяцы, точной даты завершения нет, но однозначно решение будет действовать до выборов. Затем будут проведены открытые общественные слушания, что также займет некоторое время. Белый дом очень расплывчато заявил о том, сколько времени понадобится для выполнения исследования. Но никто не ожидает возвращения к лицензированию перед ноябрьскими выборами. Если же Джо Байден проиграет Дональду Трампу в ноябре, то бывший президент уже пообещал возобновить лицензирование в свой первый день возвращения. Это вполне понятно, поскольку в числе ядерного электората Трампа не только нефтегазовые магнаты, но и работники американского нефтегаза, а их 5,6% от всего количества за-нятых в США. Согласитесь, это немало, когда на результаты выборов влияют считанные проценты.
На кого направлено решение?
В последний раз проекты экспорта СПГ пересматривались в 2018 г., а с тех пор экспортные мощности вы-росли втрое, и планируется еще большее увеличение благодаря проектам, которые должны быть заверше-ны к 2030 г. Это увеличение экспорта вызвало протесты экологов и молодежных групп, которые являются частью электоральной базы Байдена, поэтому главная задача этого решения – помочь Байдену поддержать молодых избирателей в ноябре. Также это заигрывание с промышленниками неэнергетических секторов, часть которых, в частности, в химической, сталелитейной отраслях, пищевой промышленности и сельском хозяйстве, выступает против неограниченного экспорта американского СПГ, аргументируя это повышением рисков роста цен на газ на внутреннем рынке США.
В прошлом году США установили рекорд по экспорту природного газа в виде СПГ – 88,9 млн. тонн, или 124,5 млрд. кубометров в регазифицированном виде. Для сравнения: даже если поверить обновленным данным российского энергетического вице-премьера Александра Новака, то РФ в прошлом году в целом экспортировала 99,6 млрд. кубометров газа, из которых на СПГ пришлось 45,4 млрд. кубометров. Это более чем двукратное падение по сравнению с 2021 г., когда экспорт российского газа составил 206,8 млрд. кубо-метров. Главное – ведущим газовым государством-экспортером являются США, а не Россия. Экспорт газа из США в сжиженном виде кардинально увеличился за последние восемь лет, а в прошлом году Соединен-ные Штаты опередили лидеров Австралию и Катар по экспорту СПГ. А страна-экспортер №2 после США Норвегия, газовый экспорт которой за 2023 г. составлял, по меньшей мере, 122 млрд. куб. м.
Кого именно в США коснется решения Байдена?
Ниже представлен список компаний, на которые потенциально может повлиять объявленная приостановка выдачи новых разрешений на экспорт:
– Commonwealth LNG – с ноября 2022 г. ожидает одобрения своего экспортного СПГ-объекта мощностью 9,3 млн. тонн в год в Камероне, штат Луизиана. Компания достигла договоренностей только о 50% мощностей и планировала принять окончательное инвестиционное решение в текущем году;
– Sempra LNG LLC – 3-я и 4-я линии СПГ способны производить до 13,5 млн. тонн в год, заявка на разреше-ние от Министерства энергетики подана в сентябре 2023 года. 2-я линия объекта представляет собой рас-ширение первой фазы, уже введенной в эксплуатацию, штат Техас;
– Energy Transfer – повторно подала заявку на получение разрешения на экспорт для своего завода СПГ в Лейк-Чарльз, штат Луизиана, по истечении срока действия первоначального разрешения без завершения строительства. В августе 2023 г. компания подала заявку на получение новой лицензии;
– компания Glenfarne Group Magnolia LNG , планирующая производить 8,8 млн. тонн СПГ на заводе в Луи-зиане, также повторно подала свой запрос на разрешение. Проект не продвинулся.
Еще два проекта СПГ ожидают одобрения Федеральной комиссии по регулированию энергетики США (FERC), которое должно быть получено до того, как Министерство энергетики рассмотрит разрешение на экспорт. Скорее всего, голосование FERC состоится в феврале. В случае одобрения FERC на эти проекты будет также распространяться мораторий на получение разрешения на экспорт.
Кто за? Кто против?
Демократы и активисты климатических кампаний, как уже отмечалось выше, а также некоторые сектора об-рабатывающих отраслей промышленности одобрили этот шаг администрации США. Республиканцы, произ-водители СПГ и занятые в нефтегазовой промышленности в основном критиковали. Поэтому нет сомнений, что этот популистский шаг направлен на то, чтобы заинтересовать разнообразных климатических и эколо-гических активистов в год выборов, а также крупных промышленных потребителей энергоресурсов, которые хотят иметь их по дешевке.
Каким будет фактическое влияние США?
В ближайшей перспективе влияние будет незначительным. По некоторым оценкам, 17 проектов, ожидаю-щих утверждения, среди которых и вышеперечисленные компании, ощутят немедленное влияние. Но влия-ние на поставки из действующих проектов не будет ощутимым до конца десятилетия.
Каково влияние на энергетическую безопасность ЕС?
Соединенные Штаты остаются определенно ведущим поставщиком СПГ в ЕС. Доступные данные за второй квартал 2023 г. показывают, что на долю США приходится 46,4% общего объема импорта ЕС, за ними сле-дуют Россия (12,4), Катар (10,9), Алжир (9,9) и Нигерия (5,1%).
Во втором квартале 2023 г. Россия была вторым по величине поставщиком СПГ в ЕС. Здесь важно заме-тить, что в спину России дышит Катар и в третьем квартале прошлого года он потеснил Россию и стал вто-рым по величине поставщиком сжиженного газа.
То есть время от времени второе место разыгрывают между собой эти два поставщика. Но главное в том, что решение администрации США не влияет на текущие поставки в ЕС и Азию. Оно затрагивает сегмент экспорта СПГ только после 2028 года . Причем, если в ЕС резко возрастет потребление сжиженного газа, скажем, в результате чрезвычайной ситуации, то при таких обстоятельствах американцы готовы делать ис-ключения.
Спрашивается: сможет ли Россия потенциально увеличить свою долю поставок на рынок ЕС за счет уменьшения доли американцев в случае, если запрет на новые лицензии продлится долго?
Целью агрессивной “страны-бензоколонки” является получение 20% мирового рынка СПГ к 2035 г. по срав-нению с примерно 8% сейчас. Новый завод по сжижению газа в Арктике, “Арктик СПГ-2”, первую очередь которого показушно запустили 27 декабря 2023-го, должен стать третьим масштабным СПГ-проектом Рос-сии после “Сахалин-2” и “Ямал-СПГ”. Поставок с него еще не было, поскольку иностранные инвесторы на-чали объявлять форс-мажор из-за санкций.
Расположенный на Гиданском полуострове проект “Арктик СПГ-2” будет состоять из трех очередей произ-водства СПГ, каждая мощностью 6,6 млн. тонн в год (в общей сложности почти 20 млн. тонн в год, что экви-валентно 4% мирового производства СПГ в 2022 г.). Запуск третьей линии Арктик СПГ-2, запланированный на 2026 г., должен помочь увеличить мощности РФ по экспорту СПГ на 60% от текущих объемов. Но здесь главным фактором будет эффективность санкционной политики США.
2 ноября 2023 г. проект “Арктик СПГ-2” попал в санкционный список США, после чего некоторые иностран-ные акционеры, в частности французская группа TotalEnergies, объявили форс-мажор и намерение соблю-дать действующий режим санкций. Россиянам удалось обойти санкции и доставить часть оборудования из Китая для строительства второй и третьей очередей завода, однако на нынешнем этапе за неимением спе-циализированных судов усиленного ледового класса возникают определенные трудности: кому поставлять и чем поставлять.
Учитывая санкционные проблемы россиян, целесообразно посмотреть, как обстоят дела у многолетнего СПГ-лидера – Катара. По данным Управления энергетической информации США, на апрель 2022 г. Катар занимал третье место в мире по объемам экспорта СПГ после Соединенных Штатов и Австралии. После того, как в 2011 г. его последнее предприятие по сжижению природного газа было введено в эксплуатацию, экспортные мощности Катара достигли 74 млн. тонн/год СПГ, или почти 104 млрд. кубометров в регазифи-цированном виде. Мощность постепенно вырастет до 120 млн. тонн/год (168 млрд. кубометров), когда шесть новых линий по сжижению, связанных с проектами расширения добычи газа из Северного месторож-дения в Персидском заливе, будут введены в коммерческую эксплуатацию начиная с 2025-го. На этом фоне газовая “супергосударство” Россия, откатившаяся по объемам газового экспорта на показатели позднесо-ветского периода середины 1980-х, выглядит жалко по сравнению с монархией песка и газа в Персидском заливе.
Следовательно, приостановка выдачи лицензий в США не повлияет на текущую картину с поставками СПГ в ЕС и является продуктом американской предвыборной кухни и популизма нынешней администрации. Что касается горизонта событий за 2028 г., тем больше шансов, что к тому времени этот запрет уже будет от-менен. Если же рассматривать гипотетический вариант, что она будет продолжаться, то здесь окно воз-можностей откроется скорее не перед россиянами (хотя эмбарго на российский газ не было принято, но американские санкции против российского СПГ-сектора все же имеют свой ограничивающий эффект), а пе-ред катарцами, которые должны увеличить производственные мощности уже в 2025 г. (Оксана Ищук, ис-полнительный директор Центра глобалистики “Стратегия ХХI”; Zn.ua/Энергетика Украины и мира)