Блокада границы влияет, но альтернатива польскому пути есть.
Блокада границы с Польшей создает проблемы для импорта в Украину различных товаров, в том числе и горючего, которое необходимо как для посевной кампании, так и для армии.
“Апостроф” выяснял, чего ждать от цен на нефтепродукты, и будет ли дефицит бензина и дизеля.
Протестующие давят на газ
Блокировка границы между Украиной и Польшей продолжается. И есть значительная вероятность того, что с 1 марта к польским фермерам присоединятся представители автоперевозчиков, которые проводили на границе свои протесты с осени прошлого года, но затем взяли паузу.
Блокада усложняет не только осуществление украинского экспорта, в частности аграрного, но и завоз в нашу страну многих товаров, обеспечивающих работу экономики и армии. Особую обеспокоенность вызывает автомобильное горючее. От импорта этой группы товаров Украина зависит почти на 100%, поскольку после широкомасштабного вторжения россияне, прежде всего, нацелились на уничтожение производственных мощностей и баз хранения нефтепродуктов.
Понятно, что горючее для нужд армии, бизнеса, сельского хозяйства, частного транспорта сегодня завозится через западную границу. И перекрытие значительного участка этой границы неизбежно влияет на объемы и регулярность снабжения.
Рынок уже отреагировал на текущие события. После 9 февраля, когда поляки стали перекрывать первые пункты пропуска, цены на все виды горючего начали повышаться.
“Наибольшее блокирование границы повлияло на рынок сжиженного газа, – рассказал “Апострофу” эксперт “Нафторынку” Александр Сиренко. – Польша является крупнейшим поставщиком этого горючего в Украину. На него приходится около 40% нашего импорта”.
При этом рынок газа критично зависит именно от автомобильных перевозок.
“Дизель и бензин технически можно транспортировать по железнодорожным цистернам, так что в случае закрытия автодорог существует альтернативный способ доставки, – сказал в комментарии “Апострофу” директор консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн. – В то же время сжиженный газ может перевозиться только специальными автоцистернами. Поэтому блокировка трансграничных дорог приводит к тому, что перевозки просто прекращаются”.
По словам эксперта, машины с газом с польской границы направляются в объезд – через Словакию, Венгрию и Румынию. Это влечет увеличение времени и стоимости перевозки, из-за чего конечная цена ресурса на АЗС может вырасти на 3 гривны за литр.
“Украинские трейдеры уже покупают газ по 47 тысяч грн. за тонну, – добавляет Александр Сиренко. – Это примерно 25,65 грн. за литр. С учетом всех дополнительных затрат это означает, что на АЗС этот газ обойдется около 29-30 грн. за литр. А некоторые сети, которые содержат более высокую маржу, будут продавать его по 33-35 грн.”.
Однако поехавший в обход польской границы газ до АЗС еще массово не добрался. Сети пока торгуют горючим, завезенным ранее, поэтому цены растут довольно медленно: за время блокады средняя розничная цена выросла до 27,6 грн. Так что основная волна подорожания еще впереди.
Газ польский или русский
Но есть еще одна волнующая экспертов тенденция – упорное проникновение на отечественный рынок газа российского производства. Принятые правительством летом 2023 г. специальные меры на таможне, призванные перекрыть поставки из страны-агрессора, дали лишь временный эффект. Бизнес приспособился к новым условиям, усложнил “схемы” и снова нашел способ завозить российское горючее.
“Раньше польские поставщики получали российский газ, меняли документы по его происхождению и продавали украинским трейдерам, – рассказывает Сергей Куюн. – После того, как были внесены изменения в законодательство, обязывающие указывать производителя газа, российский газ исчез с рынка. Однако впоследствии эти поставщики получили в Польше лицензии на производство газа и сейчас выдают официальные сертификаты о том, что газ произведен в ЕС. Как результат, доля “польского” (а на самом деле российского) газа на нашем рынке за последние месяцы выросла с 5 до 40% .
Следовательно, по мнению Александра Сиренко, блокада украинско-польской границы имеет, по крайней мере, один положительный момент: она хотя бы временно усложнит схему поставки российского газа.
“А уже скоро он может полностью исчезнуть с украинского и европейского рынка, – отметил эксперт. – В конце нынешнего года заканчивается действие исключения в санкциях против российских нефтепродуктов, сделанного для сжиженного газа. И предприятия из Польши и стран Балтии лишатся возможности завозить его из России”.
Не Польшей единой
Отечественные рынки бензина и дизеля также страдают блокадой, хотя и в меньшей степени, чем рынок газа. Во-первых, это связано с тем, что эти нефтепродукты можно перевозить по железной дороге, что уменьшает зависимость от автотранспорта. Во-вторых, как говорит Сергей Куюн, направления поставок в Украину бензина и дизеля гораздо более диверсифицированы, и на Польшу приходится гораздо меньшая доля этих рынков.
Цены на эти виды горючего в последнее время тоже пошли вверх, хотя не существенно. И главной причиной этого тоже стала блокада, но другая.
“В последнее время на мировом рынке начала повышаться стоимость нефти, – говорит Сергей Куюн. – Если в начале года баррель стоил 77 долларов, то сейчас цена колеблется на отметке 83 доллара, что влечет за собой удорожание бензина и дизеля. Одним из основных факторов, обуславливающих повышение цен, являются приступы йеменских хуситов на суда в Красном море. В результате движение через Суэцкий канал значительно сократилось. Танкеры частично пошли в обход Африки, а частично вообще остановились до выяснения обстоятельств. Это оказывает давление на мировую цену”.
На повышение мировых цен отреагировал и отечественный рынок.
“Наибольшее влияние повышение цен на нефть оказало на дизельное топливо, – говорит Александр Сиренко. – Оно подорожало в среднем на 1,6 гривны (за 1 литр). Причем наибольший рост наблюдался на тех заправках, которые до этого торговали по самым низким ценам, включая Укрнафту (находится в собственности государства – Апостроф). В то же время цены в крупных сетях, где горючее дороже, выросли гораздо меньше – на 50-70 копеек. Цена бензина пока выросла меньше – в среднем на 30 копеек”.
Дизеля хватит
Стоимость бензина и дизеля во многом будет зависеть от мировых котировок нефти. То есть ситуация на Ближнем Востоке и в акватории Красного моря.
Кроме того, свой вклад в подорожание нефтепродуктов в Украине могут внести польские протестующие – если заблокируют железную дорогу. Так что сказать, сколько будет стоить топливо за неделю, месяц, полгода – сейчас не решается никто. Да – цены будут расти. Но другой вопрос – а будет ли дефицит, учитывая приближающийся сезон весенних полевых работ, и спрос на дизельное топливо вырастет?
“Некоторые трейдеры действительно опасаются дефицита, – отметил Сергей Куюн. – Однако, скорее всего, рынку это не угрожает. В этот раз транспортники лучше подготовились. Если во время первых блокировок они поначалу несколько растерялись, что привело к задержкам с поставками горючего, то сейчас они, обученные опытом, оперативно перенаправляют потоки горючего в обход польской границы. Это позволяет обеспечить бесперебойную поставку и полное удовлетворение внутреннего спроса”. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)