Беларусь и Россия так и не смогли прийти к договоренности по поводу тарифов на транзит нефти. Кроме того, Беларусь до сих пор не погасила долг за газ и не выполняет свои обязательства по поставкам в Россию бензина, произведенного из российской нефти. Все это в совокупности привело к тому, что Москва, по данным источников “Газеты.Ru”, приняла решение ограничить поставки нефти в Беларусь на 12%.
Тариф на прокачку российской нефти по двум транзитным маршрутам через Беларусь вырастет на 7,7%. Об этом сообщил “Газете.Ru” 9 января глава управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.
По словам чиновника, так как Россия и Беларусь не смогли прийти к соглашению по поводу тарифов, автоматически применяется методика расчета, согласно которой стоимость транспортировки вырастает на прогнозный уровень среднегодовой инфляции плюс 3%.
Эту информацию подтвердили в “Транснефти”. Советник президента компании Игорь Демин напомнил, что “Транснефть” предлагала повысить тариф на прокачку нефти по маршрутам “Унеча (Высокое) – Адамова Застава” и “Унеча (Высокое) – Броды” (эти услуги оказывает белорусское ОАО “Гомельтранснефть Дружба”) на 5,8%. Белорусская сторона на это не согласилась, выдвинув собственное предложение – как раз 7,7%. “Транснефть”, в свою очередь, передала его в ФАС России.
Беларусь каждый год хочет получить тариф выше, чем предлагает Россия”, – отмечает Дмитрий Махонин.
Изначально белорусская сторона хотела повысить ставку транзита российской нефти вообще на 50%. Такое решение приняло министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси еще в конце сентября прошлого года. “Транснефть” тогда заявляла, что одностороннее повышение тарифа нарушает межправительственное соглашение.
В ноябре сообщалось, что МАРТ отменило собственное решение и теперь речь шла уже о повышении на 20,5%. Россия в ответ направила собственные предложения, заключающиеся в росте тарифов на услуги ОАО “Полоцктранснефть Дружба” на 11,76% (маршруты “Унеча – Полоцк-1”, “Унеча – Полоцк-2” и “Сургут – Полоцк”), а для “Гомельтранснефть Дружба” – на те самые 5,8%.
По первому пункту соглашение было достигнуто, но по второму, как сообщало МАРТ Беларуси 5 января, стороны не смогли прийти к согласию. В результате чего, как заявляло белорусское министерство, с февраля рост тарифов на услуги ОАО “Гомельтранснефть Дружба” должен составить 7,7%.
В частности, стоимость прокачки по магистральному нефтепроводу “Унеча (Высокое) – Адамова Застава” возрастет с 267,31 до 297,9 российского рубля за 1 т (без НДС), а по маршруту “Унеча (Высокое) – Броды” – со 114,82 до 123,66 руб./т.
Спор с Беларусью не ограничивается вопросом транзитных тарифов. Помимо этого, белорусы до сих пор не погасили прошлогодний долг за газ (по итогам ноября 2016 г. он достиг $425 млн.) и настаивают на снижении газовых цен. Задолженность, собственно, и возникла из-за того, что Минск не соглашался с ценой в $132/тыс. куб. м, установленной Москвой, и в одностороннем порядке принял решение оплачивать поставки по цене, которую сам счел справедливой, – $73.
Российская сторона в ответ сократила поставки нефти, снизив их с оговоренных 5,3 млн. т в квартал до 3,5 млн. т. А в четвертом квартале они были понижены до 3 млн. т.
Неурегулированный спор по газу, вкупе с несогласием Беларуси принять предложение “Транснефти”, может привести к тому, что Россия продолжит практику ограничения нефтяных поставок.
Как рассказал источник в российский нефтегазовой отрасли, уже принято решение об их сокращении примерно на 12%, или на 0,5 млн. т от запланированных 4,5 млн. т в первом квартале 2017 г.
В Министерстве энергетики комментировать эту информацию отказались. “Транснефть” также не стала комментировать возможные сокращения поставок.
Ранее о возможном сокращении поставок нефти в Беларусь сообщал “Коммерсантъ”. Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев говорит, что перекрыть Беларуси газ в зимний период Россия не может.
“Скандал будет грандиозный, – поясняет эксперт. – Значит, действовать нужно мягче, а практика ограничения поставок нефти РФ уже отработана”.
При этом, напоминает Танкаев, Беларусь получает российскую нефть по цене значительно ниже рыночной, так как при поставках в эту страну не применяется экспортная пошлина (с 1 января она установлена в $79,1/т против $90,4/т месяцем ранее).
Помимо газа и транзитных тарифов на нефть России, по словам Танкаева, нужно решить вопрос с бензином. Дело в том, что Беларусь должна поставлять на российский рынок топливо, полученное в результате переработки российской нефти, но не делает этого.
“Минск предпочитает продавать бензин на такие рынки, как, например, украинский и польский, где цена на него выше в 2 и 2,5 раза соответственно”, – поясняет эксперт.
Между тем у России серьезная нехватка бензина для государственных нужд (в первую очередь – для обеспечения оборонного и сельскохозяйственного секторов). И если розница полностью обеспечена, то дефицит топливного гособеспечения в прошлом году составил 7 млн. т. (Газета.ru/Энергетика Украины и мира)