С 1 марта австралийская нефтедобывающая компания Jupiter Energy, реализующая нефть на внутреннем рынке Казахстана, намерена приостановить добычу “черного золота” на своем месторождении
Зарегистрированная в Австралии компания Jupiter Energy, которой принадлежит месторождение Блок 31 (Мангистауская обл.), приняла решение о приостановлении деятельности в связи со снижением цен на нефть на внутреннем рынке Казахстана. Компания реализует добытую в республике нефть исключительно на внутреннем рынке, так как имеет лицензию только на пробную эксплуатацию. Всего в течение 2013-2014 финансового года Jupiter Energy продала 247,5 тыс. баррелей нефти на сумму $7,6 млн. Средняя цена, по которой у компании покупали нефть на внутреннем рынке, составила в 2014 г. $33/баррель.
В своем отчете, размещенном на сайте Казахстанской финансовой биржи, компания сообщила, что сложившаяся в Казахстане цена на отечественную нефть упала до такого уровня, когда добыча на Блоке 31 стала нерентабельной.
“Компания ожидает снижения цены реализации нефти на внутреннем рынке в 2015 г. вдвое до уровня ниже $15/баррель. При данном уровне внутренних цен осуществление добычи на Блоке 31 является убыточным. В связи с этим компания приняла решение о прекращении добычи нефти до тех пор, пока цена на отечественную нефть не повысится. Согласно предварительной оценке в отношении нефти сорта Brent, предполагается, что цена может достичь приемлемого уровня в течение 4 квартала 2015 г. Однако компания не может гарантировать, что добыча возобновится в этот период. При этом в период прекращения добычи компания продолжит проводить буровые работы на Блоке 31 в рамках выполнения обязательств по контракту на недропользование”, – говорится в отчете.
После приостановления добычи компания планирует реализовать план реструктуризации, который позволит сократить эксплуатационные затраты на 40%, или на более чем $2млн.
“Приостановка производства подразумевает реорганизацию компании в части пересмотра численности персонала в рамках офиса в Актау с учетом снижения объема деятельности, в результате чего ряд финансовых, административных и производственных сотрудников либо покинут компанию, либо перейдут на неполный рабочий день, начиная с 1 марта 2015 г.”, – объяснила Jupiter Energy в отчете.
Начальник управления анализа долевых инструментов АО “Halyk Finance” Мариям Жумадил считает это решение правильным, поскольку в ближайшей перспективе цены на внутреннем рынке даже не будут покрывать эксплуатационные расходы компании (себестоимость барреля для Jupiter Energy составила $22,4 в 2014 г.). Остановка добычи позволит сохранить запасы до восстановления цен и ограничить отток денежных средств от операционной деятельности.
– Мы считаем, что, даже если цены на нефть восстановятся в течение третьего или четвертого квартала 2015 г., компания, скорее всего, возобновит добычу не ранее начала следующего года, так как цены реализации на внутренний рынок, как правило, пересматриваются только в начале года. Мы предполагаем, что основные акционеры компании продолжат оказывать ей финансовую поддержку в этом году посредством осуществления небольших вливаний долгового и/или акционерного капитала, – отметила Мариям Жумадил.
F: Могут ли последовать примеру Jupiter Energy другие компании, реализующие нефть на внутреннем рынке?
– Если закупочные цены на внутреннем рынке сократят, вполне возможно, что те компании, которые работали с небольшими объемами добычи, как Jupiter, будут закрываться либо сокращать добычу. Низкие объемы добычи большинства мелких компаний позволяют им удерживаться на точке безубыточности лишь при старых ценах на нефть. Такие компании работают в надежде получить финансирование и выйти на экспорт. При текущих ценах они вряд ли смогут найти финансирование, и им придется приостанавливать свою деятельность.
F: Грозит ли это нехваткой сырья для отечественных НПЗ?
– Это маловероятно. Крупные компании продолжат вести добычу, и всегда есть административный ресурс, который позволит обеспечить отечественные НПЗ сырьем. Мелких компаний достаточно много, но объемы, которые они добывают, не являются значительными, и их вклад в общий объем добычи в Казахстане небольшой. 80-90% добычи приходится на крупные месторождения. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)