Иран намерен восстановить экспорт нефти до предсанкционных уровней и заявляет, что готов давать скидку на новые поставки. Эксперты предупреждают, что это может вызвать соответствующую реакцию у других лидеров нефтяного рынка, которые также начнут снижать цены. В итоге это окажет дополнительное давление на и без того низкие котировки.

Иран намерен наращивать экспорт нефти для того, чтобы достичь уровня, существовавшего до введения санкций Запада. Об этом заявил 27 декабря иранский министр нефти Бижан Намдар Зангене.

За день до этого управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании Рокнеддин Джавади говорил, что уже заключены контракты с рядом импортеров нефти из Ирана. Причем, по словам Джавади, риск дальнейшего падения цен на нефть не повлияет на планы Ирана по наращиванию экспорта.

До введения ограничений в 2012 г. иранская добыча составляла около 4 млн. баррелей нефти в день, экспорт – порядка 2,5 млн. баррелей. Официально Иран сейчас экспортирует около 1 млн. баррелей нефти в сутки, однако, по неподтвержденным данным, зарубежные поставки из этой страны могут достигать 1,5-2 млн. баррелей. Ранее Иран неоднократно заявлял, что в кратчайшие сроки после отмены ограничений (окончательное снятие санкций ожидается в начале 2016 г.) экспорт нефти будет увеличен на 0,5 млн. баррелей в день, а в течение полугода после этого поставки будут увеличены в общей сложности на 2 млн. баррелей.

По оценке старшего аналитика ИК Rye, Man & Gor Securities Сергея Пигарева, увеличение иранской добычи на 0,5 млн. баррелей в сутки (что позволит нарастить экспорт) может произойти не ранее середины 2016 г.

“На сегодняшний момент на мировом рынке нефти наблюдается профицит (он оценивается примерно в 2 млн. баррелей в день), поэтому для выхода на потерянные из-за санкций рынки необходимо будет предложить скидку к рыночным ценам”, – предупреждает Пигарев.

Иран, кстати, и не скрывает, что готов предоставлять скидку на свою нефть. Как передает агентство Shana, по словам Зангене, “скидки будут базироваться на рыночных нормах”.

Однако, по словам Сергея Пигарева, основной момент здесь заключается не в том, какой будет размер первоначального дисконта, предложенного Ираном, а как отреагируют конкуренты на его действия. “Если в ответ мы увидим снижение цен и со стороны других игроков – это приведет к ценовой войне и снижению котировок”, – указывает аналитик.

Нефть сейчас и без того на крайне низких уровнях. К 11.15 мск 28 декабря цена барреля североморской нефти Brent (именно к ней привязана цена российской Urals) составляла $37,42 (-1,24%). Это близко к минимуму кризисного 2008 г., когда баррель падал примерно до $36. Причем совсем недавно и эти минимумы были пройдены, цена нефти опускалась до уровней 2004 г., но затем произошла коррекция вверх.

По прогнозам Сергея Пигарева, сильного проседания котировок ждать все же не стоит: “Основное влияние дополнительного экспорта со стороны Ирана будет заключаться в том, что иранские поставки затормозят восстановление цен до приемлемых для производителей уровней ($55-60/баррель)”.

Что касается цен на нефть, то ожидания озвучиваются самые разные, от прогнозов по падению до $15-20/баррель до повышения цен к уровню $90-100. Однако большая часть экспертов сходится на том, что котировки поднимутся до уровня $55-65 ко второй половине следующего года. Хотя, например, “Роснефть” в бюджет следующего года закладывает цену в $45. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в интервью телеканалу “Россия 24” 28 декабря заявил, что низкие цены не могут существовать слишком долго.

“Потому что на какое количество месяцев какое-то время любая компания, любая страна, производитель может выдержать такие низкие цены? – подчеркнул Дворкович. – Потом неизбежно пойдут вниз инвестиции, а значит, будет падение добычи и цены будут расти”. (Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий