На стройке Белорусской АЭС сегодня работают более 5 тыс. человек – они задействованы практически на всех объектах обоих энергоблоков. На первом энергоблоке начат монтаж основного оборудования турбинного и реакторного отделения. Готовится к монтажу и корпус реактора.
В конце прошлого года “атомное сердце” от завода-изготовителя в России до Островца преодолело по воде и суше практически 2,5 тыс. км. ГП “Белорусская АЭС” ранее сообщало, что в пути защитный кожух корпуса реактора коснулся опоры контактной сети, по информации предприятия, при проверке по прибытии изделия на площадку эксперты никаких повреждений не обнаружили. На самой АЭС подчеркивают – скрывать абсолютно нечего и разрешают съемку корпуса реактора. Что происходит на стройплощадке возле Островца – в репортаже БЕЛТА.
Главный инженер ГП “Белорусская АЭС” Анатолий Бондарь рассказывает, что к этому времени в целом по проекту выполнено примерно 38% строительно-монтажных работ, при этом порядка 80% работ – белорусскими организациями. Основное оборудование для первого энергоблока и общестанционных объектов уже закуплено, идут работы и по второму блоку.
“На первом энергоблоке мы готовы к началу монтажа основного оборудования реакторной установки – корпуса реактора, парогенераторов. Компенсатор давления, корпуса сферические главных циркуляционных насосных агрегатов и гидроемкости системы аварийного охлаждения активной зоны уже установлены в проектное положение. Сейчас вместе с генеральным проектировщиком АЭС и главным конструктором реакторной установки мы обсуждаем оптимальные варианты последовательности монтажа этого оборудования, – поясняет Анатолий Бондарь. – По результатам входного контроля замечаний к корпусу реактора и его составляющим нет, это подтверждено комиссией с участием представителей регулирующего органа, т.е. Госатомнадзора. Полным ходом идут работы и в турбинном отделении”.
Перед тем как попасть на площадку в Островец, все оборудование проходит тщательный контроль, подчеркивает Анатолий Бондарь. Для этого специалисты БелАЭС выезжают на заводы-изготовители, где проводят оценку качества изготовления оборудования. “Частые поездки на заводы-изготовители связаны как раз с выполнением приемочных инспекций, приемо-сдаточных испытаний. Речь идет о заводах как Российской Федерации, так и о зарубежных изготовителях, откуда идут поставки отдельного оборудования первого и второго контуров”, – добавил он.
Анатолий Бондарь обращает внимание, что важно закончить в срок работы не только по энергоблокам, но и по общестанционным объектам, поскольку от этого будет зависеть подача электроэнергии на собственные нужды, технической воды потребителям и т. д.
Сейчас на станции ожидают итоговый доклад SEED-миссии МАГАТЭ, которая работала в Беларуси в январе, и отчет по стресс-тестам. “По итогам стресс-тестов оценка неплохая, работа ведется дальше, и мы рассчитываем получить окончательный отчет по стресс-тестам в ближайшее время. После внутреннего анализа мы передадим его в Госатомнадзор для подготовки национального отчета по безопасности Белорусской АЭС”, – отмечает главный инженер станции.
На стройплощадке начальник реакторного цеха Белорусской АЭС Александр Канюка показывает прибывший корпус реактора. Специалисты станции предлагают убедиться – никаких повреждений основного металла на изделии нет.
По информации ГП “Белорусская АЭС”, технический осмотр показал, что воздействия на элементы корпуса реактора не было. “Было касание защитного кожуха опорного бурта и заглушки патрубка системы аварийного охлаждения, основной металл корпуса не задет – это подтвердила комиссия”, – говорит Александр Канюка.
“Безопасность атомной станции обеспечивается на всех этапах – от анализа проекта, строительства основных объектов, изготовления и монтажа оборудования, ввода в эксплуатацию и во время эксплуатации станции. Причем контролирует обеспечение безопасности не только сама эксплуатирующая организация, но и соответствующие надзорные органы”, – подчеркивает начальник реакторного цеха.
Вскоре корпус реактора с помощью самого мощного в стране крана Liebherr грузоподъемностью 11350 т отправят по транспортному порталу в здание реактора. Две транспортные тележки доставят изделие в зону монтажа. В процессе эксплуатации с помощью портала внутрь здания будут доставлять свежее ядерное топливо и вывозить отработавшее.
Смотрим, как выглядит здание реактора изнутри. В центральный зал здания попадаем почти как корпус реактора – со стороны транспортного портала на отметке +26.
Возможно, больше такого шанса и не представится: перед выполнением работ на этапе физического пуска это место станет территорией ограниченного доступа, т.е. герметичной зоной. Контролировать обстановку в ней будут с помощью системы видеонаблюдения и различных датчиков системы контроля и управления (температуры, давления, влажности, радиационной обстановки и т.д.). Если возникнет необходимость попасть сюда, то потребуется выполнить специальные мероприятия по входу в герметичную зону: придется стать “космонавтом” и пройти в защитном костюме с применением индивидуальных средств защиты через герметичный шлюз.
Внутри здания реактора расположен бассейн выдержки, здесь отработавшее топливо может храниться до 10 лет. Также обеспечен свободный объем для полной выгрузки в случае необходимости активной зоны. Учет и контроль ядерного топлива на АЭС предусмотрен в проекте Белорусской АЭС в соответствии с требованиями МАГАТЭ.
Александр Канюка участвовал в запуске атомных станций в Индии и Китае. Специалист, который имеет опыт работы на зарубежных атомных объектах, заверяет, что станция в Островце будет самой надежной – на Белорусской АЭС стандартов безопасности полностью придерживаются. Все постфукусимские уроки в проекте учтены, отмечает он. “Проект АЭС-2006 – самый безопасный из серии ВВЭР, здесь использована двойная защитная оболочка – для локализации активных веществ в случае аварии и защиты от внешних воздействий, а также дополнительные системы по управлению запроектными авариями”, – поясняет Александр Канюка.
Продолжаются работы и на втором энергоблоке.
Начальник турбинного цеха Белорусской АЭС Анатолий Ракач рассказывает о монтаже оборудования в здании турбины. “Для первого энергоблока поставлено все основное оборудование. Проведена контрольная сборка подшипников и цилиндров турбины. Монтаж турбоагрегата планируется начать в ближайшее время. Продолжительность работ по монтажу турбоагрегата составляет 12 месяцев, это оборудование со сложной конструкцией, – поясняет Анатолий Ракач. – Особого внимания требует установка роторов. Основным событием будет первый пуск турбины и включение генератора в сеть”.
В турбинном цехе будет работать более 130 человек, 60 уже набрали – это как профессионалы с опытом работы на белорусских тепловых станциях, российских и украинских атомных станциях, так и молодые специалисты из белорусских вузов.
Работники турбинного цеха принимают активное участие в контроле качества изготовления, проведении входного контроля, технического сопровождения монтажных работ оборудования и одновременно проходят подготовку в учебно-тренировочном центре самой БелАЭС и стажировку на Нововоронежской АЭС.
По словам заместителя начальника учебно-тренировочного центра БелАЭС Александра Ерина, в 2017 г. на базе учебно-тренировочного центра пройдут теоретическую подготовку около 300 человек, стажировка на шестом энергоблоке действующей Нововоронежской АЭС ждет более 100 специалистов. Персонал, имеющий опыт работы на белорусских тепловых электростанциях, будет также проходить обучение и переподготовку в российских отраслевых институтах.
Занятия на полномасштабном тренажере в учебно-тренировочном центре называют универсальным и одним из самых эффективных способов обучения. Установка такого тренажера – это в первую очередь инвестиции в безопасность и надежность атомной станции, на Белорусской АЭС это называют приоритетом №1.
Тренажер полностью повторяет блочный пульт управления – вплоть до цвета телефонов и расположения входов и выходов, совпадает расположение всех кнопок, пультов, панелей и индикаторов. Более 60 сценариев помогут отработать алгоритм поведения в любой ситуации. Практическая подготовка на полномасштабном тренажере проходит под руководством инструкторов Нововоронежского учебно-тренировочного центра, параллельно идет обучение и белорусских инструкторов. Сейчас здесь учатся четыре группы по 8 человек.
В ближайшее время появятся и локальные тренажеры для отработки навыков специалистов узкой направленности. До запуска станции персоналу еще предстоят десятки часов занятий и специальные экзамены для допуска к ответственной работе. (БЕЛТА/Энергетика Украины и мира)