Впервые добычей урана в Украине займется частная фирма с оффшорными корнями. Пока ее контролируют отечественные бизнесмены, связанные с украинскими же парламентариями и чиновниками. Но в любой момент оффшорная прокладка может быть продана, например, “Росатому” или китайской CNEIC, которые активно скупают урановые добывающие компании по всему миру.
На прошлой неделе общество с ограниченной ответственностью “Атомные энергетические системы Украины” из села Николаевка Николаевской области получило государственные лицензии на разработку четырех урановых месторождений. Это первый случай, когда право на добычу стратегического сырья получила частная фирма да еще и с непростым шлейфом собственников, следы которых через оффшор ведут в кабинеты Верховной Рады и Министерства внутренних дел.
Фирма “Атомные энергетические системы Украины” попыталась заполучить урановые месторождения уже через месяц после регистрации. Еще в феврале прошлого года компания подала в Госгеонадра документы на пять урановых участков в Днепропетровской и Николаевской областях. Бумаги были оформлены грамотно, без сучка и задоринки. Более того, частники потребовали от Госгеонадра выдать спецразрешения на добычу без проведения конкурса, упирая на правительственное постановление №615 от 2011 г., то есть времен еще “злочинной влады”. Что неудивительно, ведь в случае проведения конкурса новоиспеченное ООО проиграло бы тому же госпредприятию “Восточный ГОК” в одни ворота. Ведь ВостГОК (контроль над которым приписывают бывшему нардепу Николаю Мартыненко) имеет многолетний опыт разработки и эксплуатации мощных урановых рудников, а также налаженный цикл переработки и обогащения руды.
Получив запрос на урановые лицензии, чиновники Госгеонадр умыли руки, отправив беспрецедентное дело от частной компании в суд. После серии судебных тяжб было принято окончательное решение в пользу “Атомных энергетических систем Украины”. На основании судебного решения в Госгеонадрах оформили четыре приказа и передали фирме лицензии на геологическое изучение и промышленную разработку урановых руд на Сурской площади и Новогуровском участке (в Днепропетровской обл.), а также Михайловской площади и Сафоновском участке (в Николаевской обл.). Проще говоря, таким образом была проведена юридическая очистка и “упаковка” лицензий на месторождения для того, чтобы в последующем не было оснований для их аннулирования.
По всему видно, что операцию с документами на добычу урана для “Атомных энергетических систем Украины” координировали не просто опытные и поднаторевшие в юридических аспектах специалисты, но и люди, располагающие возможностями по организации синхронной работы судебных органов и все того же Госгеонадр. В СМИ появлялась информация, что на момент основания АЭСУ одним из ее учредителей числился харьковчанин Роман Дружбин, который был также инвестором ООО “Центральная нефтегазотранспортная компания” вместе с Александром Павлюченко. Последний – помощник нардепа от “Народного фронта” Игоря Котвицкого, которого часто упоминают в контексте сотрудничества во многих бизнес-проектах, в том числе и по разработке нефтегазовых месторождений с главой МВД Арсеном Аваковым. Сейчас “Атомные энергетические системы Украины” оформлены на учрежденную в американской оффшорной зоне в штате Делавэр компанию U-Tech Energy, а ее директором числится Александр Настенко, о котором так же говорят, как о человеке из орбиты Котвицкого.
Добыча урановой руды – дело непростое, к тому же для подготовки полноценной товарной продукции (уранового концентрата) требуются очистка и обогащение (концентрация) этой руды, то есть речь идет о деятельности целого производственного комплекса. Не зря же единственное в Украине предприятие этого профиля называется ГОК, то есть горно-обогатительный комбинат. Очевидно, что с работой такого масштаба не справится годовалое ООО, поэтому следует ожидать, что после получения лицензий на добычу у фирмы появятся новые собственники.
В настоящее время активным развитием своих зарубежных активов занимается российская компания UraniumOne, хотя в РФ ее предпочитают называть “международным горнорудным дивизионом госкорпорации “Росатом”). В прошлом году она ненамного увеличила производство уранового концентрата – на 1,8% (4,88 тыс. т). Главные активы UraniumOne в Казахстане, хотя есть и рудник в США (“Уиллоу Крик”) с микроскопическим производством 23 т концентрата в год.
Еще одна компания, которую могут заинтересовать урановые месторождения в Украине – китайская CNEIC (China Nuclear Energy Industry Corporation), представители которой уже не раз бывали на ВостГОК, и уже известно об их интересе принять участие в “украинской ядерной программе”. Хотя на самом деле китайцев интересует лишь урановое сырье – для собственных атомных электрогенерирующих мощностей. (Михаил Загария, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)