Главным отличием топливного рынка Украины от рынков всех постсоветских стран является диверсифицированная система поставок. В обеспечении нефтепродуктами принимают участие пару десятков НПЗ из десяти стран, транспортируется топливо автомобильным, железнодорожным и морским транспортом.
В мае 2016 г. видов поставок стало еще больше: был реанимирован нефтепродуктопровод “Прикарпатзападтранс”. Импорт дизельного топлива по этому маршруту ужесточил конкуренцию до предела, что в итоге привело к снижению закупочных цен.
Поставки по нефтепродуктопроводу “Прикарпатзападтранс” были остановлены в 2014 г. Хотя и до этого работу объекта, построенного еще в советские времена для транзита нефтепродуктов в страны Варшавского договора, нельзя было назвать особо напряженной. Трейдеры вспоминают, что поставки 100 тыс.т в месяц считались рекордными.
С момента запуска в мае 2016 г. по июнь текущего года включительно маршрут принял 2,4 млн. т дизельного топлива. С минувшего апреля, когда начался сезонный рост потребления, трубопровод доставляет на внутренний рынок около 200 тыс.т дизтоплива ежемесячно. С апреля оператор поставок по этому маршруту – Proton Energy Group S.A. – начал транзит топлива в Венгрию. Ожидается, что в июле его объемы составят
120 тыс.т, а суммарная загрузка маршрута превысит 300 тыс.т.
Залатать дыры
Активизации использования “Прикарпатзападтранса” способствовала смена собственника в декабре 2015 г.: российская “Транснефть” продала украинский участок трубопровода швейцарской International Trading Partners AG.
Как сообщили в трубопроводной компании, работы по подготовке магистрали включали обширное обследование линейной части, ремонт резервуарного парка, сливно-наливных эстакад, построение системы контроля и учета топлива. Охраной и обслуживанием трубопровода сейчас занимаются около 1 тыс. человек.
По словам директора нефтепродуктопровода “Прикарпатзападтранс” Сергея Пшеничного, на этапе предварительного обследования было обнаружено более 100 незаконных врезок. “Врезки – это наша боль.
Проблема не только в финансовых потерях, но и в нанесении вреда окружающей среде вследствие разлива нефтепродуктов. Необнаруженная вовремя врезка может привести к масштабной экологической катастрофе, поэтому мы выделяем столь значительные ресурсы для построения современной системы безопасности предприятия”, – говорит Пшеничный.
Формирование собственной службы безопасности позволило на порядок уменьшить объемы хищений, но не прекратить их. Как выяснилось, за десятилетия была создана целая система криминальных врезок, “крышеванием” которых занимались сотрудники правоохранительных органов. Эта система функционирует до сих пор.
“Мы задерживаем преступников с поличным – с транспортом, с оборудованием, а полиция и суды их отпускают”, – сетует один из сотрудников службы безопасности нефтепродуктопровода. Он говорит, что факты криминального вмешательства обнаруживаются практически каждый день.
Сейчас по трубе идет дизтопливо стандарта Евро-5, для чего ее предварительно освободили от технологического дизтоплива стандарта Евро-3. Около 28 тыс. т этого продукта, согласно постановлению Кабмина, было реализовано на внутреннем рынке, более 80 тыс. т получил венгерский MOL.
“Мы отслеживали вытеснение технологического топлива от начала до конца. К моменту, когда анализы на венгерском участке показали соответствие Евро-5, было выкачано 85,5 тыс. т продукта”, – отметил Андрей Матвиевский, операционный менеджер международной сюрвейерской компании Inspectorate (Швейцария; входит в инспекционную компанию “Бюро Веритас”).
Под микроскопом
Вдоль магистрали протяженностью 759 км расположены пункты перегрузки топлива на автомобильный и железнодорожный транспорт. Ключевым и самым мощным является Новоград-Волынский терминал, который первым начал работу в мае 2016 г. За ним был запущен автоналивной комплекс в пгт Смыга (Ривненская обл.), а в мае текущего года – перевалка в с. Дубриничи (Закарпатская обл.).
В отличие от первых двух объектов, закарпатский заработал впервые. Здесь восстановили старую военную нефтебазу и построили современную эстакаду автоналива. Помимо обеспечения внутреннего рынка отсюда уже начали экспорт автомобильных партий дизтоплива в Словакию.
Менее чем за полгода нефтепродуктопровод стал одним из основных источников наполнения рынка дизтопливом. Растущую роль проекта подчеркивают постоянные информационные “вбросы”, повествующие о контрабандных схемах поставок.
“Ни о каких схемах на трубе говорить нельзя. По импорту и транзиту дизтоплива показатели “бьются” до ты. Контроль ведется на каждом этапе поставки. В том числе сверяется с венгерской стороной, – заявил начальник Центральной энергетической таможни Государственной фискальной службы Украины Игорь Пиковский.
– Единственным источником потерь могут быть только врезки. Но “Прикарпатзападтранс” серьезно усилил охрану, и эта проблема тоже сведена к минимуму”.
Параллельно объемы прокачки контролирует международная сюрвейерская компания Inspectorate, в частности ее швейцарский офис. Помимо отправителей и получателей нефтепродуктов сюрвейер ежедневно отчитывается перед европейским банком, обеспечивающим финансирование поставок. Inspectorate контролирует объемы и качество продукта не только в украинских пунктах, но и на границах стран, по территории которых перекачивается продукт, – России, Беларуси, Украины, Венгрии.
“Особенность этого проекта в том, что, как минимум, три пары глаз наблюдают в каждой точке за проходом груза. Это мы, сдающий и принимающий операторы. И так по каждому сектору. А на границе это уже четыре пары глаз – добавляется таможня”, – рассказывает Андрей Матвиевский.
По данным Государственной фискальной службы, с начала эксплуатации нефтепродуктопровода в 2016 г. в госбюджет было перечислено более 15 млрд грн. акцизов и НДС. В ГФС с началом работы трубопровода связывают и уменьшение количества случаев выявления контрабанды, особенно на южных рубежах.
Торгуют все!
Буквально несколько месяцев работы позволили терминалу в Новограде-Волынском стать базовым центром ценообразования на топливном рынке Украины. Раньше эту роль выполняла станция Коростень (Житомирская обл.), где проходят оформление белорусские нефтепродукты.
Такая популярность заключается в большой доступности продукта. Чтобы поставлять топливо из Беларуси или Литвы, приходится проходить длительную процедуру подписания контрактов, неизбежны риски при приобретении валюты, сама поставка растягивается на недели.
По “трубопроводному” дизтопливу можно заключить “валютный” контракт с Proton Energy, но на терминалах у крупных поставщиков почти постоянно и в избытке есть товар за гривны.
Столкновение двух крупнейших поставщиков дизтоплива из России и Беларуси привело к ужесточению конкуренции и, как следствие, к снижению цен. Если до запуска трубопроводного проекта надбавки к уровню балтийских котировок дизтоплива составляли $25-30 за 1 т, то в последнее время они снизились до $15-17 за 1 т.
В конкурентную борьбу активно включился Кременчугский НПЗ, который планирует наращивать переработку азербайджанской нефти.
“Ресурса на рынке очень много, и это толкает цены вниз. Мы ждем нового снижения во втором полугодии”, – говорит один из крупных нефтетрейдеров, пожелавший остаться неназванным.
Запуск нефтепродуктопровода изменил рельеф топливного рынка Украины и стимулировал ужесточение конкуренции на оптовом рынке и снижение закупочных цен. Государство может и дальше развивать конкуренцию.
Речь идет о морских поставках, которые неконкурентоспособны вследствие неадекватно высоких портовых сборов, превышающих европейские вдвое. Развитие всех направлений поставок позволит создать диверсифицированную систему обеспечения нефтепродуктами, которая даже в теории исключит проблемы с топливом при любых непредвиденных ситуациях. (Игорь Филипповский, обозреватель OilNews/Энергетика Украины и мира)