Перевод интервью Максима Тимченко, генерального директора энергетической компании «ДТЭК», для проекта The New Ukraine.
– Какие ваши самые большие достижения за последние 13 лет?
– Прежде всего – это команда, которую мы создали. Я горжусь ее профессионализмом. Я также горжусь стандартами, которые нам удавалось поддерживать на протяжении всей 13-летней истории ДТЭК. При раз-ных составах власти и политической турбулентности здесь, в Украине, нам удавалось сохранять нашу ра-боту стабильной. За этот период мы увеличили добычу угля на две трети. С момента вхождения в газовый сектор в 2013 году мы увеличили добычу газа втрое. Благодаря инвестициям в размере $7,8 млрд. за по-следние 10 лет мы добились больших результатов, особенно для Украины. Наш пример доказывает, если следовать западным ценностям и иметь нулевую толерантность к коррупции, можно достичь многого.
– В условиях изменений в Украине, с какими наиболее серьезными проблемами вы сталкивались?
– Сложнее всего было создавать компанию с нуля. Мы начинали как региональная компания, но это был скорее не бизнес, а постсоветское предприятие по добыче угля и производству электроэнергии. Первой за-дачей было превратить эту ориентированную на производство компанию в бизнес. Моя роль была в том, чтобы объединить молодых, амбициозных менеджеров с западным образованием с производственными менеджерами и специалистами, сильными, прежде всего, в технических вопросах. Люди учились друг у дру-га, и мы создали прочную основу для нашего бизнеса. Потом, в 2014-2015 годах, было то, что называют идеальным штормом: политический кризис, экономический кризис и война в регионе, где начинался наш бизнес. Это был самый большой вызов, с которым наша компания когда-либо сталкивалась. Я считаю, мы можем гордиться тем, что нам удалось сохранить нашу компанию на плаву, реструктуризировать наш дол-говой портфель и продолжить выполнять наши договорные обязательства на рынке угля/электроэнергии. Мы показали, что являемся надежным партнером. Это очень важно в нестабильной среде.
– Что вы можете сказать о роли ДТЭК как глобального корпоративного партнера?
– Ни одна крупная компания не может быть успешной без активной позиции в социальных вопросах. Это особенно актуально для энергетического сектора. В угольной промышленности вопрос выбросов уже вызы-вает трудности. Кроме того, у нас 75 000 сотрудников, поэтому мы чувствуем ответственность за них. ДТЭК работает в 31 населенном пункте. Местные бюджеты сильно зависят от нашей деятельности, поскольку ДТЭК является крупнейшей компанией / донором этих бюджетов. С самого начала мы поняли, что, если не создавать надежные методы ведения бизнеса и отношения с нашими партнерами, мы не добьемся успеха. Вместе с другими участниками мы запустили инициативу “Энергия для общества” в рамках Всемирного эко-номического форума. Мы присоединились к Глобальному договору ООН, и отчитываемся о нашей деятель-ности, чтобы соответствовать этим обязательствам. Мы также вкладываем значительные средства в охра-ну окружающей среды. У нас есть программа инвестиций в оборудование для очистки газов, и через 3-4 го-да мы будем соответствовать европейским стандартам выбросов пыли на наших электростанциях. Но по-прежнему остается проблема сокращения выбросов NOx и SOx на украинских тепловых электростанциях – для достижения этой цели требуется 6,5 млрд. евро. Правительство и игроки рынка должны объединить свои усилия для решения этой проблемы. Пять лет назад мы построили крупнейшую ветровую электро-станцию в Украине, и сегодня мы являемся крупнейшим инвестором в возобновляемые источники энергии. Наша цель – обеспечить надежную, доступную и экологически чистую энергию.
– Какой ваш подход к развитию зарубежного сотрудничества в энергетическом секторе Украины?
– Любому инвестору важно, чтобы мы говорили на одном языке с точки зрения ценностей, прозрачности и открытости. Мы прошли через сложности во время трехкратной девальвации в Украине. Мы сказали нашим инвесторам, что хотим полностью погасить наши кредиты и попросили дать нам два года, чтобы стабилизи-ровать наш бизнес после кризиса. Те, кто остался с нами, не пожалели о своем решении. Только с участием иностранных компаний, инвестиций и экспертизы Украина будет иметь шанс добиться успеха, особенно в энергетическом секторе. Есть огромные возможности для инвестиций, и недавний положительный опыт ра-боты с General Electric (GE) – хороший пример. К 2020 году ДТЭК планирует построить один гигаватт уста-новленной мощности солнечной и ветровой энергетики. Эти планы требуют инвестиций в размере $1,1 млрд. Это огромная цифра для Украины, и она будет реальной только при условии доверительных отноше-ний с партнерами.
– Как бы вы оценили настроения иностранных инвесторов в отношении энергетики в Украине, и где вы ви-дите возможности для роста?
– К сожалению, политическая нестабильность пугает инвесторов. Инвесторы говорят: “Нам нравится ваша компания, что вы делаете, ваша стратегия, ваша команда… но политический риск делает это (инвестирова-ние) невозможным”. Мы зависим от регуляторной среды, политической ситуации и инвестиционной среды в Украине.
В целом, на мой взгляд, энергетический сектор в Украине является наиболее слаборазвитым и перспектив-ным рынком в Центральной Европе. С населением в 42 млн. человек, Украина имеет огромные потребности в инвестициях и предлагает огромные возможности. У Украины большие запасы газа. У нас есть угольные месторождения, которых хватит более чем на 100 лет, и новые технологии дают уверенность в том, что эти месторождения могут использоваться экологически безопасным способом.
Сегодня мы импортируем большую часть наших энергетических ресурсов, начиная со 100 процентов ядер-ного топлива (из России и других стран), до 40 процентов газа и до 30 процентов угля. Я убежден, что с хо-рошей регуляторной средой и стабильной политической ситуацией у нас будут иностранные инвестиции и технологии, чтобы Украина могла стать на 100 процентов независимой в поставках газа и угля. В Украине начал работу новый независимый состав регулятора. Конкурсный отбор членов комиссии был полностью прозрачным, и в полном соответствии с законодательством, его приветствовали внешние эксперты и на-блюдатели. Это одно из условий, которое, я уверен, поможет снизить влияние политического фактора на энергетический сектор и создать стабильную регуляторную среду, благоприятную для инвесторов.
– В результате блокады на Донбассе ДТЭК начал импортировать уголь из США. Как бы вы оценили сотруд-ничество на высоком уровне между США и Украиной в энергетическом секторе и какие возможности вы ви-дите?
– В марте 2017 года нам пришлось остановить нашу деятельность (по добыче угля) на временно оккупиро-ванных территориях Донецкой и Луганской областей. Мы нашли способ преодолеть возникшие сложности, и часть решения заключалась в том, чтобы начать импорт угля из-за пределов Украины. В прошлом году мы импортировали более 2,2 млн. т, в основном уголь из Южной Африки и США. При поддержке посольства США в Киеве нам удалось быстро достичь соглашения с американскими компаниями, чтобы они помогли до наступления зимы.
– Как вы оцениваете реформы в энергетическом секторе Украины и какие дальнейшие изменения вы хотели бы увидеть?
– Сделано многое, правительству и парламенту нужно отдать должное за такой прогресс в трудные време-на. Мы также должны быть благодарны иностранным партнерам за их вклад, что так важно для всех стейк-холдеров в Украине.
Что касается газового сектора, новый закон о либерализации рынка газа дал толчок к развитию трейдинга. С принятием нового налогового режима для добычи газа были начаты новые проекты по бурению. Но за прошедший год не было проведено ни одного аукциона на новые газовые лицензии. Это означает, что госу-дарство не способствует открытию сектора для иностранных и местных инвесторов. Я надеюсь, что эта си-туация скоро изменится, и мы сможем увидеть инвестиции в этот сектор.
В секторе электроэнергетики в прошлом году был принят новый закон, который дал старт глубоким рефор-мам. Мы надеемся, что новый закон будет реализован с участием наших зарубежных партнеров, и, нако-нец, осуществится переход отрасли от старой советской модели к международным стандартам уже в 2019 году. Мы видим некоторые сдвиги в этом направлении: в прошлом году Украина перешла от ручного адми-нистративного регулирования цены на уголь, которая является частью оптовой цены на электроэнергию, к системе ценообразования на основе формулы. Сейчас цены на топливо – газ или уголь – соотносятся с ме-ждународными коммерческими индексами и тенденциями.
– Где вы видите ДТЭК через 5 лет?
– Мы говорим, что хотим построить новый ДТЭК, основанный на том, что мы называем 3Д: диджитализация, децентрализация и декарбонизация. Я вижу ДТЭК как компанию, которая может стать лидером в области внедрения новых технологий в энергетике. ДТЭК может создавать бенчмарки в охране окружающей среды, мы будем вкладывать серьезные инвестиции и делать энергетический сектор Украины более экологичным. И мы также будем оставаться компанией, в которой работают лучшие люди. Наша философия – быть луч-шими во всем, что мы делаем. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий