Важный шаг отдаляет украинский рынок газа от того, чтобы стать частью европейского – решение проблемы несанкционированного отбора газа.
Несмотря на активную позицию регулятора – НКРЕКП, а также шаги, которые свидетельствуют о положительных тенденциях на пути реформ, этот прогресс нивелируется действиями отдельных участников рынка, так и остаются безнаказанными.
Перед текущим отопительным сезоном ситуация дошла до критического уровня – накопленный колоссальный долг за несанкционированный отбор газа из газотранспортной системы на конец сентября – уже 27500000000 грн.
Почти 70% от этой суммы принадлежат операторам газораспределительных сетей группы РГК.
Несанкционированный отбор газа: как накопился долг
Сегодня украинский рынок работает по парадоксальной схеме: есть часть игроков, которые четко придерживаются принципов работы рынка и законодательства Украины.
Другая часть – преимущественно продолжают нарушать законодательство, опираясь на два фактора – низкий, по их утверждению, тариф на услуги распределения и социальный аспект – неспособность операторов газораспределительных сетей полностью отключить предприятий-должников, у которых отсутствуют поставщики газа.
На самом деле за этими причинами мы видим, как этот газ используется совсем для других целей. Итак, чем на самом деле несанкционированно отбирается газ?
Несколько слов о том, как осуществляется транспортировка газа в нашей стране. «Укртрансгаз», как оператор газотранспортной системы, предоставляет услуги хранения и транспортировки природного газа магистральными газопроводами.
Главная обязанность оператора – содержание газотранспортной системы (ГТС) в рабочем состоянии, включая обеспечение надлежащего давления в газопроводах для транспортировки газа Украине, а также его транзита в страны ЕС.
Для этого используется определенный объем газа, который идет на так называемые производственно-технические расходы.
Часть этого газа расходуются во время ремонтов, регламентных работ и транспортировки газа. Если нужного объема не хватает в газопроводе – падает давление в системе, может повлечь критическую ситуацию.
Часть газа на производственно-технические расходы заложена в тарифе оператора ГТС, который составляет в среднем 219 грн. за 1000 куб. м газа.
Газ для технологических нужд «Укртрансгаз» по рыночной цене закупает на ProZorro – электронной системе публичных закупок.
Только за 9 месяцев 2018 «Укртрансгаз» потратил 1 млрд. куб. м газа общей стоимостью почти 11 млрд. грн. И этот результат мы имеем лишь в начале отопительного сезона.
Для сравнения, в 2016 году этот объем составил 936 млн. куб. м (6900000000 грн.), а в 2017 году – уже 1800000000 куб. м на сумму более 15 млрд. грн.
«Укртрансгаз» транспортирует наибольший объем газа конечным потребителям, находящимся в сетях операторов газораспределительных сетей – 91% от общего объема, остальные – распределяется на сетях операторов.
Как и оператор ГТС, облгазы также имеют утвержденную часть в своем тарифе на закупку газа для производственных нужд, который также используется ими во время транспортировки.
Несколько лет назад регулятор, по своей инициативе, снизил тариф для операторов газораспределительных сетей именно за счет снижения части производственно-технических расходов в структуре их тарифа.
Однако сегодня регулятор изменил позицию. По словам Оксаны Кривенко, председателя НКРЕКП: “В структуре тарифов средства, которые предусмотрены, покрывают только 40% необходимых расходов на закупку технологического газа. Вот они и не рассчитываются, тем самым фактически создают небаланс в объемах без финансового расчета”.
Таким образом, последние 3 года мы имеем ситуацию, когда, по словам операторов газораспределительных сетей, им не хватает денег в тарифе и они, не имея договоров и номинаций, продолжают отбирают газ, принадлежащий оператору ГТС, на свои собственные технологические нужды.
В свою очередь «Укртрансгаз» платит за отобранный газ из собственных средств и второй год подряд накапливает убытки.
Другим негативным последствием является то, что небалансы приводят к существенной финансовой нестабильности оператора ГТС.
Украина обязалась перед европейским сообществом по реформированию рынка природного газа и проведения анбандлингу, то есть отделения функции транспортировки газа от производства и поставки.
Но это возможно только при условии урегулированности вопроса несанкционированного отбора газа по ГТС и неплатежей за фактически потребленный газ.
Самое интересное, операторы газораспределительных сетей даже признают факт такого противоправного действия, указывая в отчетах количество газа, которое они отобрали у «Укртрансгаза», не имея поставщика, договора и номинации. Конечно, средства никоим образом в полном объеме не компенсируются, а обязательства по оплате не признаются операторами газораспределительных сетей в судах.
Масштаб проблемы в цифрах
Каждый год объем отбора увеличивается на сотни млн. куб. м газа. То есть мы имеем парадокс – объем потребления газа на производственно-технические расходы постоянно растет, несмотря на то, что рынок газа несколько уменьшается.
Надо отметить, что в Европейском Союзе не существует термина “несанкционированный отбор”, как и не существует проблемы кражи газа в таких объемах.
Есть так называемые коммерческие небалансы, которые являются типичными при транспортировке природного газа. В Украине объем коммерческих небалансов за 9 месяцев 2018 составил 7%, остальные 93% – это несанкционированный отбор.
Все коммерческие небалансы обычно полностью компенсируются оператору ГТС.
Так работает рынок в других странах, на которых уже давно внедрен принцип нейтральности оператора, когда при коммерческих небаланса, связанные с ними расходы распределяются между всеми участниками рынка, и также это работает в обратном направлении – когда есть доход у оператора ГТС от деятельности по балансировки.
Юридическая сторона вопроса: “искусственные долги”
Считается отбор природного газа при отсутствии номинаций заказчиков услуг транспортировки несанкционированным отбором?
Мы обратились за экспертной оценкой в Совет научно-практических экспертиз при Институте государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины.
В выводах научно-практической экспертизы относительно толкования понятия несанкционированного отбора газа указано, что несанкционированный отбор газа является именно правонарушением, вызывает юридическую ответственность, определенную Законом Украины.
Эксперты определили, что:
1) Отбор природного газа потребителями при отсутствии номинаций заказчиков услуг транспортировки может считаться несанкционированным отбором газа.
2) Отбор природного газа потребителями, на которых распространяется действие постановления Кабмина от 22.03.2017 №1287 и от 01.10.2015 №758 (можем просто сказать – на которых распространяется действие постановления Кабмина о возложении специальных обязанностей), в случае если такими потребителями ни были соблюдены условия, предусмотренные абзацем третьим пункта 12 Положения о возложении специальных обязанностей, и не была осуществлена/предоставлена номинация на поставку природного газа одним из заказчиков услуг транспортировки – может считаться несанкционированным отбором газа.
3) Отбор природного газа операторами газораспределительных сетей для производственно-технологических затрат и собственных расходов при отсутствии номинаций на поставку природного газа таком оператору может считаться несанкционированным отбором газа.
Итак, все штрафы, начисляемые Укртрансгазом недобросовестным пользователям услуги балансировки, – справедливы. И они не исключают уголовную ответственность отдельных лиц за совершение кражи государственного имущества.
Как оператор ГТС, мы видим такую ситуацию серьезной угрозой энергетической безопасности страны и таким, что вредит национальной экономике в первую очередь.
Эти деньги – 28 млрд. грн., которые постоянно утекают “в трубу”, могли бы быть перечислены в бюджет страны.
Последний транш МВФ, Украина получила более года назад, равнялся именно 1 млрд. долларов, в то же время у нас существует проблема, решение которой позволит значительно улучшить экономику страны уже сейчас. (Татьяна Федорова, член правления АО “Укртрансгаз”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)