НАЭК “Энергоатом” считает позицию Министерства энергетики и угольной промышленности по увеличению прогнозного объема производства электроэнергии для АЭС на 2019 г. на 700 млн. кВт-ч необоснованным, поскольку она напрямую влияет на безопасность эксплуатации украинских атомных электростанций.
“Энергоатом не согласен с такой позицией Минэнерго. Мы считаем ее незаконной, и будем ее оспаривать. Подобными методами производство электроэнергии на атомных станциях не повышается, так как это может привести к крайне негативным последствиям. Я, как участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, должна отметить, что именно такие методы, которые использовались в Советском Союзе, стали причиной Чернобыльской катастрофы”, – заявила директор по инвестициям и перспективному развитию НАЭК “Энергоатом” Татьяна Амосова в ходе своего выступления на открытом заседании Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Открытое заседание НКРЭКУ состоялось 12 декабря и, в частности, было посвящено обсуждению тарифа на отпуск электроэнергии и Инвестиционной программы для НАЭК “Энергоатом” на 2019 год.
Татьяна Амосова отметила, что введение в эксплуатацию в конце 2019 года брызгальных бассейнов на ЮУАЭС позволило бы в 2020 году дополнительно увеличить производство электроэнергии на 700 млн. кВт-ч. В то же время НКРЭКУ не выделяет на это средства в необходимом объеме. “Простым добавлением киловатт-часов “на бумаге” к нашему производству увеличить производство невозможно”, – уточнила Татьяна Амосова.
В своем выступлении на заседании НКРЭКУ вице-президент Энергоатома Айдын Айсин также не согласился с позицией Минэнерго по пересмотру прогнозного производства электроэнергии атомными электростанциями. “Энергоатом почему-то всегда наказывают дважды. Предложенное повышение производства электроэнергии Компания не выполнит по техническим причинам, потому что это невозможно. Причины понятны – это зона ответственности Энергоатома. Компанию за это накажут, даже несмотря на то, что мы категорически против такого изменения баланса. Более того, недопроизводство прямо повлияет на доходную часть финансового баланса Энергоатома. Поэтому, за неимением финансирования Компания не выполнит ряд запланированных программ, в том числе и инвестиционных. И за это Энергоатом в дальнейшем снова будет оштрафован, а средства невыполненных мероприятий инвестпрограммы изымут из тарифа”, – констатировал вице-президент Энергоатома.
Комментируя тариф, установленный для Компании на 2019 год, Татьяна Амосова обратила внимание на ряд крайне проблемных вопросов, которые возникли перед Компанией в связи с принятием дефицитного тарифа. “Во-первых, наши предложения относительно учета в тарифе расходов на вывоз отработанного ядерного топлива и на закупку свежего ядерного топлива, были учтены лишь частично – это 17,7 млн. долл., но 68,3 млн. долл. остались за тарифом. Это будет создавать в конце 2019 года очень высокие риски для Энергоатома в вопросе поставок свежего ядерного топлива и вывоза отработанного ядерного топлива. Во-вторых, к сожалению, в нашем тарифе на 2019 год вообще не учтены средства на создание неснижаемого аварийного запаса в объеме 1,2 млрд. грн. и это при том, что две наши атомные электростанции, а это 9 энергоблоков, каждый мощностью 1000 МВт, находятся в областях, в которых введено военное положение, и Компания обязана иметь неснижаемый запас. В-третьих, у нас частично не учтены затраты на мероприятия по повышению безопасности, продление сроков эксплуатации, на мероприятия по повышению надежности и эффективности эксплуатации энергоблоков АЭС. Это почти 4 млрд. грн. Также из тарифа сняты расходы на покрытие курсовых разниц – 100 млн. грн., не учтены затраты на выплаты налога на прибыль и на отчисления чистой прибыли в государственный бюджет – это еще 337 млн. грн. И я хочу отметить, что эти расходы были достаточно рассмотрены и обоснованы и там было нечего снимать. У нас тариф рассчитывается по финансированию, а расходы идут по бухгалтерскому учету, поэтому средств на отчисления чистой прибыли и уплаты в госбюджет налога на прибыль будет явно недостаточно”, – отметила директор по инвестициям и перспективному развитию Энергоатома.
Татьяна Амосова отдельно обратила внимание членов НКРЭКУ на крайне недостаточное финансирование приоритетных для Энергоатома проектов капитального строительства. “Это, прежде всего, комплекс по переработке радиоактивных отходов (КПРАО) на Хмельницкой АЭС, по которому заключен контракт стоимостью 3,5 млн. евро на поставку оборудования, и средства на обеспечение этого контракта вообще не учтены в тарифе. В то же время уже в первом квартале 2019 года мы должны уплатить 32 млн. грн. аванса. Это очень важный для нас проект, потому что он входит в комплекс тех мероприятий, которые мы выполняем в рамках продления сроков эксплуатации энергоблока №1 Хмельницкой АЭС, ведь временные хранилища для РАО на станции уже заняты. Поэтому, если мы не реализуем проект по строительству комплекса по переработке радиоактивных отходов на ХАЭС, в следующем году мы не получим лицензию Госатомрегулирования на эксплуатацию энергоблока №1 ХАЭС сверх проектного срока. Кроме того, обращаю внимание на проект по достройке брызгальных бассейнов на Южно-Украинской АЭС. Энергоатом предоставил НКРЭКУ все заключенные контракты по этому проекту. Компании необходимы средства с целью завершения работ и ввода I очереди брызгальных бассейнов в 2019 году. Сейчас в тарифе не предусмотрено ни копейки для выполнения строительных работ. Этот проект очень важен для страны. Он позволит в 2020 году дополнительно повысить производство электроэнергии, как минимум на 700 млн. кВт-ч. Даже при очень высоких температурах летом на ЮУАЭС мы сможем дополнительно производить 1500 млн. кВт-ч электроэнергии, поскольку реализация этого проекта позволит улучшить технические показатели – снизит температуру циркуляционной воды. И именно на этот проект Энергоатом не имеет средств – они неучтенные НКРЭКУ. Если необходимые 700 млн. грн. появятся, например, в сентябре 2019 года, то мы не выполним всех запланированных работ”, – отметила Татьяна Амосова.
Справка. 5 декабря 2018 года Кабинетом Министров Украины принято распоряжение о переутверждении проекта по достройке брызгальных бассейнов ЮУАЭС. Обсуждение проекта тарифа для НАЭК “Энергоатом” в НРЭКУ состоялось 4 декабря. Ссылаясь на это, несмотря на наличие решения КМУ, НКРЭКУ отказала ГП “НАЭК “Энергоатом” в увеличении финансирования этого проекта, ссылаясь на требования действующих нормативных документов НКРЭКУ. Заметим, что принятое 12 декабря решение о тарифе для ГП “НАЭК “Энергоатом” в объеме 56,67 коп. за кВт-ч вместо обнародованных ранее 57,13 коп. базируется на письме Минэнергоугля относительно изменений в прогнозном балансе по производству электроэнергии, который поступил к НКРЭКУ 11 декабря.
Еще одним критическим вопросом для Энергоатома, представитель Компании назвала увеличение задолженности за электроэнергию, отпущенную АЭС. “С момента моего последнего выступления в этом зале прошло 10 дней, тогда я говорила, что Энергоатом в очень затруднительном положении, потому что у нас продолжает расти задолженность за отпущенную с АЭС электроэнергию. Так вот, за 10 суток эта задолженность выросла еще на 700 млн. грн. и составляет 13,3 млрд. грн. – это вообще недопустимая цифра. Пока мы бьемся за каждую копейку в тарифе, за 10 суток – минус 700 млн. по товарной продукции Компании, и никто ничего не говорит по этому поводу. Мы бы очень просили Комиссию повлиять на решение этого вопроса, потому что такая ситуация не может быть приемлемой”, – отметила Татьяна Амосова.
По результатам предварительных слушаний тариф Энергоатома составлял 57,13 коп за 1 кВт-ч. “При условии учета расходов на достройку брызгальных бассейнов ЮУАЭС и на КПРАО Хмельницкой АЭС, мы готовы были согласиться с этим тарифом. Но с уменьшением тарифа на 2019 год до 56,67 коп. за 1 кВт-ч и одновременным увеличением прогнозного объема производства электроэнергии на 2019 год для АЭС Компания согласиться не может”, – подчеркнула Татьяна Амосова. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)