Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, объяснила, как украинцам получить возмещение за некачественно предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
За что можно будет получить компенсацию
Как сообщила глава комиссии Оксана Кривенко, были введены гарантированные стандарты услуг по электроснабжению и компенсации потребителям за их несоблюдение, отмечается в сюжете «Радио НВ».
Соответствующее постановление комиссия утвердила еще в октябре прошлого года. По словам Кри-венко, потребитель получает компенсацию в случае несоблюдения оператором системы распределе-ния или поставщиком электроэнергии установленных гарантированным стандартом сроков предос-тавления услуг и выполнения работ. Речь идет о несоблюдении сроков выдачи технических условий на присоединение, восстановление электроснабжения, проверки счетчика и ответов на письменные обращения.
Проблема доказательства некачественной услуги
Стандарты качества и компенсация за некачественные услуги существовали и до этого решения ко-миссии, отметил в комментарии Радио НВ глава подкомитета Верховной Рады по вопросам энерго-сбережения и энергоэффективности Алексей Рябчин. Нынешний состав комиссии усовершенствовал эту процедуру. Вместе с тем, проблема заключается в доказательной базе по предоставлению нека-чественной услуги, добавил он.
“Это постановление НКРЭКУ, там написано, что потеряет силу постановление НКРЭКУ от 2016 года, которое имеет такое же название, но несколько иной смысл. За два года действия того постановле-ния многие ли получили компенсации за некачественные услуги? Не многие. Доказать некачествен-ную услугу – очень большая проблема. Это хорошо, что такие стандарты существуют. Однако они объясняются причиной, скоро заработает рынок электроэнергии, а это значит для людей, что значи-тельно подорожает стоимость электроэнергии”, – говорит Рябчин.
Доказать некачественную услугу – очень большая проблема
Таким образом пытаются скорректировать негативный эффект от повышения стоимости электроэнер-гии, пояснил депутат. Однако без принятия закона об энергетическом омбудсмене – институции, кото-рая бы помогала потребителям бороться за свои права во взаимоотношениях с поставщиками всех видов энергии, постановление комиссии не будет иметь результата. Самой комиссии не хватает ре-сурсов для того, чтобы обеспечить права потребителей. Она и не должна этим заниматься, отметил депутат.
Компенсация недостаточна
Начать защиту прав потребителей Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергети-ки и коммунальных услуг, стоило раньше – заявил в комментарии Радио НВ бывший министр по во-просам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко. Предусмотренная же комис-сией компенсация услуг, по его мнению, является низкой.
Максимальная компенсация будет 200 грн., стандартная будет 100 грн.
“Есть перечень требований и нарушений, в случае которых потребитель имеет право на компенса-цию. Это и вольтаж, напряжение, и отключения, и срок, за который восстанавливается поставка элек-троэнергии. Максимальная компенсация будет 200 грн., стандартная будет 100 грн. Если сгорит бы-товая техника, ну, 100 грн. вы получите. Тем более, ради этих 100 грн. вам придется такое количество документов подготовить.. Для монополиста они (компенсации – ред.) в таком виде не страшны”, – убе-жден экс-министр.
Проблемы с электроснабжением, в первую очередь, связаны с запущенным состоянием сетей. Но больше всего проблем сейчас возникает все-таки в сфере тепло- и газоснабжения. Эти сферы комис-сия пока не трогает, добавил Кучеренко.
Какими должны быть стандарты услуг по электроснабжению и распределению
Поставщик электроэнергии или оператор системы распределения должны обеспечить соединение с кол-центром в течение 30 секунд в объеме не менее 75% в год. Потерянные кол-центром звонки мо-гут составлять не более 30% для электропоставщика и 10% для оператора.
Оператор системы распределения гарантирует поддержание показателей изменения напряжения, устранения причин несоблюдения показателей качества электрической энергии по результатам рас-смотрения жалобы в срок до 30 дней. Столько же могут рассматриваться жалобы от потребителей о возмещении убытков, причиненных в результате несоблюдения показателей качества электроснаб-жения.
Электроустановка заказчика должна быть подключена к электрической сети через 5-10 дней после подачи заявления. Восстановление электроснабжения после начала перерыва должно происходить в течение суток.
Проверка счетчика должна происходить в срок до 20 дней со дня получения от потребителя соответ-ствующего заявления.
Поставщик электроэнергии также гарантирует предоставление данных о потреблении электрической энергии в течение пяти рабочих дней и рассмотрение жалоб и учет суммы компенсации за некачест-венные услуги в срок 30 дней.
Обращение потребителей по проверке правильности счета на оплату должно рассматриваться в те-чение пяти дней.
Напомним, с начала января этого года в Украине вступила в силу новая система продажи электро-энергии. Украинцы будут получать электричество не от облэнерго. Монопольные облэнерго превра-тятся в оператора системы распределения и поставщика электроэнергии, и будут предоставлять со-ответствующие услуги. Изменится и система начисления за услуги. Это предусмотрено законом “О рынке электроэнергии”. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)