Электрокаров становится больше, налоги на их ввоз снижаются, сети заправок расширяются. Как Украина за год стала еще более открытой для электромобилей.
2018 г. выдался для украинского рынка электрокаров удивительно удачным и плодотворным на новые идеи, эксперименты и законодательные победы. Вот главные из них.
Еще в декабре автор готовил знаковые события года, но в декабре одна за другой произошло сразу несколько историй, которые точно должны были попасть в финальный список. Поэтому пришлось ждать начала 2019 г., чтобы точно отобрать самые заметные.
Этот список является одновременно и в определенной степени субъективным, и перехиленим в сторону электромобильной инфраструктуры, что естественно для человека, который специализируется именно в этой области. Однако тем, кто только начинает интересоваться электрокарами, этот материал покажет ситуацию, в которой страна находится сейчас.
Украина преодолела десятитысячный рубеж количества электромобилей
Украина – является одним из мировых лидеров по темпам их распространения.
В начале 2019 года, говорит министр инфраструктуры Владимир Емельян, в Украине было 12 333 таких авто. Сейчас в Украине электрокаров в три раза больше, чем в РФ, и в шесть раз больше, чем в Польше.
В общем, только в 2018 году украинцы приобрели 5300 электромобилей, что почти вдвое больше, чем годом ранее.
Конечно, здесь и законодательные преференции, низкая стоимость электроэнергии в Украине – с елетрокаром можно экономить где-то в 10 раз больше, чем на бензиновой машине. Именно эти факторы стали определяющими для увеличения автопарка электрокаров в стране.
Государственные предприятия и банки покупают электромобили
Государственный сектор у нас не отстает от частного.
ГП НЭК “Укрэнерго” в рамках обновления автопарка прошлого года приобрело 12 электромобилей Hyundai Ioniq . Такие же авто купил НБУ.
“Укрэнерго” заинтересована в быстром росте количества электромобилей в Украине. Мы призвали коллег по рынку – крупнейшие энергетические компании и отраслевые ассоциации – поддержать нашу инициативу и присоединиться к поддержке распространения электрокаров в Украине “, – писал ранее в колонке для” ЭП “руководитель” Укрэнерго “Всеволод Ковальчук.
Не отстают от регулятора и коммерческие банки. Комплектуют свои автопарки электромобилями и некоторые службы такси.
Дешевая электроэнергия по ночному тарифу делает чудеса.
ДТЭК запустила сеть электрозаправок Strum
Это крупный игрок, поэтому, вероятно, вскоре в сектор придут и другие ключевые инвесторы.
Среднее время зарядки электромобиля на станциях Strum составит всего 25-50 минут в зависимости от технических характеристик и состояния батареи электромобиля. Электрозаправки располагаются на паркингах крупнейших торговых и бизнес-центров столицы, а также АЗК одной из украинских сетей.
В дальнейших планах ДТЭК – устанавливать скоростные зарядки на трассах, соединяющих Киев с крупнейшими городами Украины.
Мининфраструктуры разрабатывает стратегию развития отрасли
Еще одно важное событие из мира инфраструктуры. Мининфраструктуры стало инициатором разработки стратегического документа для электромобильной инфраструктуры.
К разработке документа пригласили и представителей бизнеса, и экспертов.
Уже в 2019 году ожидаем взвешенную стратегию, по которой можно было бы прогнозировать особенности отрасли лет за 5-10.
Вводится обязательное обустройство парковок электрозарядками.
Такое положение правительство внесло в новые государственные строительные нормы.
Эта новость облетела интернет всего за 4 дня до наступления нового 2019 года. Даже без конечного варианта стратегии, можно констатировать, что государство уже меняет свою политику в отношении электромобилей.
По словам заместителя министра строительства и ЖКХ Льва Парцхаладзе, ведомство планирует предусмотреть оборудования зарядками не менее 5% машиномест на всех парковках с постепенным увеличением этой нормы. Цель – оснащение электрозарядками всех машиномест на автостоянках до 2030 года.
Парламент продлил льготный ввоз электрокаров
Электрические авто импортироваться в Украину без НДС как минимум до конца 2022 года. За эту норму горячо боролась вся электромобильных сообщество.
Мы ранее уже подробно описывали все ключевые перипетии инициативы “Нет # НДС на воздух”. Суть такова: благодаря давлению электромобильной общественности Верховная Рада проголосовала норму, по которой электроавтомобили ввозятся в Украину без НДС еще до конца 2022 года, то есть еще 4 года.
На самом деле, это минимальный срок, так как норму могут продлить, если она и в дальнейшем эффективно работать.
На АЗК “ОККО” появится 300 электрических заправок
Крупные игроки также активно приобщаются к рынку электромобилей.
В конце 2018 сеть “ОККО” заключила контракт, по которому в течение двух лет в Украине появится около 300 электрических зарядных станций.
Характерно, что такое решение принял оператор рынка услуг для авто с двигателями внутреннего сгорания. Владелец сети Виталий Антонов в интервью “ЭП” в конце года уже отмечал, что наступает эра электрооборудования и бизнес. “Философия этого бизнеса будет совершенно другая, и мы к ней готовимся, работаем над этим и работаем успешно”, – отметил он.
Появилась украинская система для обустройства парковок зарядками
Система Smart Grid Solution, разработанная стартапами ТОКА и Оcta Energy, дает возможность без дополнительных затрат на подключение к сети устанавливать более десятка электрических заправок на одной небольшой территории.
Это решение стало одним из победителей национального отбора, организованного Greencubator, и приняло участие в мировом конкурсе “зеленых инноваций” Climate Launchpad в Эдинбурге. Систему еще тестируют, однако специалисты уверены: ее внедрение повлечет бум электрокаров в крупных городах.
В Украине начались официальные продажи электрокаров Renault и Jaguar
И уже почти сразу эти авто стали покупать. Несмотря на сильную тенденцию, присущую украинском рынке электромобилей – доминирование применяемых Nissan Leaf среди приобретенных автомобилей.
Уже несколько десятков новых продано на рынке, где недавно Tesla считалась наиболее шикарной машиной.
В 2019 году в Украине появятся зарядки Tesla
“Да, сеть Supercharger охватит Европу на 100%. Из Ирландии в Киев, из Норвегии в Турцию”, – сообщил основатель компании Маск. Станции построят близ Житомира и Львова.
Так, в этом году в Украине должны появиться станции Tesla Superchargers в селе Опарипсы в Ровенской области и в Житомире.
Итак, Украина попадает на мировой карту электромобилей. Продолжение следует. (Стефан Благовисный, директор сети электрозаправочных комплексов ТОКА, www.greentechmedia.com, epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)