Многомиллиардные потери, доминирование “Газпрома” и шаткая позиция “Нафтогаза”, непрестанное движение Украины в “объятия” Москвы – вот последствия, казалось бы, невинных формулировок, заложенных в газовые соглашения десять лет назад.

Десять лет прошло с момента, когда Юлия Тимошенко и Владимир Путин достигли консенсуса по газовым отношений между Украиной и Россией.

“Нафтогаз” и “Газпром” заключили соглашения по купле-продаже и транзиту газа, которые действуют до сих пор. Однако их применение оказалось дискриминационным для “Нафтогаза”. Изменять это пришлось через Стокгольмский арбитраж. Какие причины?

Бери – качай – плати

В контракте, подписанном после переговоров Тимошенко и Путина, стороны прописали правило “бери или плати”, чем обязали Украины с 2010 года покупать 52 млрд. и более куб м газа. При покупке меньшего объема Украина должна ежегодно оплачивать не менее 41600000000 куб. м газа. Его реэкспорт запретили.

Какие мотивы побудили представителей Украины согласиться на такие условия, понять сложно, однако последствия такого контракта оценить нетрудно. Для понимания масштабов катастрофы достаточно вспомнить, что в 2018 году страна импортировала 10600000000 куб м газа из Европы – из России импорта не было. Даже страна купила этот объем в РФ, то за соглашения 2009 года пришлось бы доплатить еще по 31 млрд. куб м.

Неудивительно, что на момент вынесения в декабря 2017 года Стокгольмский арбитражем вердикта о десятикратное уменьшение обязательств по покупке газа Украиной у “Газпрома” претензии российской стороны за “недобор газа” за 2012-2017 годы достигали 56 млрд. долл. Только решение арбитража спасло Украину от катастрофы.

В то же время, заключая контракт на транзит газа, стороны не описали принцип “качай или плати” столь же тщательно. В тексте можно прочитать, что “Газпром” ежегодно транспортировать через ГТС Украины не менее 110 млрд. куб м газа, однако упоминаний о санкциях за невыполнение таких обязательств в соглашении нету.

Как результат, борясь справедливость в Стокгольме, “Нафтогаз” был вынужден опираться исключительно на убытки, Украина понесла в 2009-2017 годах из-за значительно меньшие объемы транспортировки топлива. Арбитраж оценил их 4600000000 долл.

Специальная цена

Еще одним ключевым параметром контракта купли-продажи формула расчета стоимости газа и его базовая цена. По соглашения 2009 г. базовую цену заложили на уровне 450 долл. – именно через эту цифру и применен подход к расчету контрактной цены на ее основе украинцы годами переплачивали России за газ.

Цифру 450 долл. впервые предложил “Газпром” в ходе переговоров с “Нафтогазом” в 2008 г. Тогда ее вычислили просто: цены газа на немецком хабе отняли стоимость транспортировки газа в Германию. Интересно, что этот принцип предложил “Газпром”, украинская делегация отстаивала другой подход.

На момент завершения переговоров рыночная ситуация изменилась и цифра 450 долл. значительно превышала уровень “хаб минус транспортировки”. К сожалению, вместо прямой замены базовой цены на актуальную стороны применили временную “скидку”.

Такие договоренности позволили Путину и Тимошенко “сохранить друг другу лицо”. Каждый мог выйти к своим избирателям с видом победителя: россияне достигли желаемого, а украинская сторона могла похвастаться временной скидкой.

Реальная картина стала ясна очень быстро: с 2010 года украинские потребители получили цену на уровне, более высоком европейского. В итоге Украина переплатила “Газпрому” за поставленный газ от 16800000000 долл. до 28800000000 долл.

Зато в транзитном контракте тарифные ставки безосновательно занизили. По расчетам “Нафтогаза”, представленными в арбитраже, Украина недополучила от “Газпрома” за транзит около 17 млрд. долл.

“Золотые” скидки

Особо следует остановиться на “скидках”, которые Россия предлагала Украине вместо рыночной цены. В частности, речь о Харьковские соглашения, подписанные Виктором Януковичем.

Согласно им, цена российского газа для Украины уменьшили на 100 долл. Платой за это стало продление срока базирования российского Черноморского флота в украинском Крыму с 2017 года до 2042 года. Именно базы ЧФ России в 2014 году стали основой для развертывания оккупационных сил на полуострове. [L]

Еще один этап “скидок” – соглашения, достигнутые Януковичем и Путиным в декабре 2013 года.

За ними цена газа должна была снизиться с 480 долл. до 268,5 долл.

Плата за это – отказ от ассоциации Украины с ЕС и “интеграция” газовых отраслей Украины и России.

Безусловно, ответственность за Харьковские соглашения и отказ от суверенитета лежит на Януковиче. Однако газовые соглашения 2009 года создали для этого замечательное основание.

За период до победы “Нафтогаза” в Стокгольмском арбитраже Украина понесла безвозвратных потерь на 32100000000 долл., каждая украинская семья – на 61 тыс. грн. Если бы “Нафтогаз” не добился победы над “Газпромом”, то Украина дополнительно потеряла бы 94700000000 долл., а каждая украинская семья – 177 тыс. грн.

Многомиллиардные потери, доминирование “Газпрома” и шаткая позиция “Нафтогаза”, непрестанное движение Украины в “объятия” Москвы – вот последствия, казалось бы, невинных формулировок и цифр, заложенных в газовые соглашения десять лет назад. (Андрей Коболев, председатель правления НАК “Нафтогаз Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий