Казахстан планирует полностью закрыть собственным производством потребность страны в нефтепродуктах. При этом объем нефтедобычи в 2019 г. будет сокращен.
На заседании расширенной коллегии Министерства энергетики в пятницу, 8 февраля, глава ведомства Канат Бозумбаев сообщил, что в 2019 планируется производство нефти на уровне 89 млн. т, что ниже в сравнении с 2018 годом, когда был добыт исторический максимум – 90,3 млн. т. Впрочем, снижение ожидаемое и естественное.
– Это связано с тем, что на старых месторождениях наблюдается естественное снижение объемов производства. Особенно в Кумкольской группе в Кызылординской области план производства на 2019 год снижен на 1 миллион т, – сообщил Бозумбаев.
Министр отметил, что “предпринимаются меры для обеспечения добычи нефти на стабильном уровне”.
Говоря о трех крупнейших проектах, он пояснил, что на Проекте будущего расширения Тенгиза стоимостью $36,8 млрд. установлен показатель по местному содержанию в 32% ($12 млрд.). Сегодня фактическое освоение в целом составило $19,2 млрд., по закупкам у отечественных компаний – $5,63 млрд., или 29%.
– Таким образом, проект находится в активной фазе. На сегодня более 46 тыс. казахстанцев обеспечены работой. Более 400 отечественных сервисных компаний участвуют в строительстве, изготовлении металлоконструкций и других работах. Мы ожидаем от оператора проекта исполнения в полной мере обязательств по казахстанскому содержанию и дальнейшему активному вовлечению казахстанских компаний, – сказал глава Минэнерго.
На Кашагане уже достигнута стабильная добыча в 330 тыс баррелей в сутки, и проекты наращивания добычи продолжаются в активном темпе.
Объем добычи нефти на Кашагане в 2019 составит 13,5 млн. т, или 102,1% к уровню 2018 года.
– От оператора мы ожидаем продолжения работ по оптимизации проекта увеличения закачки сырого газа (бывший ЦК-01) с целью достижения уровня добычи 450 тыс. баррелей в сутки к 2024 году. Совместно с оператором мы также должны доработать концепцию дальнейшего расширения, – заявил министр.
По проекту Карачаганак с консорциумом достигнуто соглашение по принципам урегулирования спора по методике раздела продукции, инициированного в 2015. Бозумбаев напомнил: достигнуты базовые договоренности о выплате компенсации ($1,1 млрд. за 2019-2021) и приросте доли республики до 2037 года на $360 млн. при цене нефти $60 за баррель.
– Сегодня работа по подписанию окончательного соглашения завершается. Согласно договоренностям, мы также ожидаем в ближайшие 5 лет дополнительные инвестиции в объеме $5 млрд. для строительства мощностей по переработке и закачке газа и бурения новых скважин, чтобы сохранять стабильность объема добычи на долгосрочный период, – подчеркнул он.
Глава Минэнерго отметил, что нормы обновленного Налогового кодекса, направленные на создание благоприятных условий для инвестиций, “позволили оживить статус морских проектов”. Это, в частности, вхождение компании ENI в проекты Исатай и Абай, подписанное в ноябре 2018 между Лукойлом и АО “НК “КазМунайГаз” соглашение о совместной деятельности и соглашение о финансировании проекта Женис и другие.
В секторе переработки нефти в 2018 году полностью завершены проекты модернизации нефтеперерабатывающих заводов, благодаря чему увеличены мощность и глубина переработки, качество нефтепродуктов соответствует европейским стандартам К-4, К-5. Объем переработки нефти вырос на 8,6%по сравнению с 2017 годом и составил 16,4 млн. т, в 2019 году же планируется переработать 17,2 млн. т, что на 5% больше 2018 года.
Объем производства основных видов нефтепродуктов (авиакеросин, дизельное топливо, бензин, мазут) в 2018 вырос на 9,4% к 2017 году. План текущего года – 12,2 млн. т, с ростом от уровня 2018 года на 5%.
– По итогам года обеспеченность рынка отечественными нефтепродуктами достигла по бензину – 93,2%, по дизтопливу – 91,1%, по авиакеросину – 62%. В текущем году обеспеченность рынка в отечественном бензине, дизельном топливе (за исключением зимней марки минус 15-25?С) и авиакеросине составит 100%, – подчеркнул Бозумбаев.
Кроме того, добавил он, в первом полугодии 2019 года планируется начать экспорт казахстанских нефтепродуктов, в основном в страны Центральной Азии.
Прямым результатом этой работы стало наблюдаемое министерством снижение цен на ГСМ. Так, “с начала 2018 года наблюдается снижение розничных цен на бензин марки Аи-92 на 4% (со 160 до 153,4 тенге), и уже на февраль текущего года минимальные цены по Аи-92 составили 139 тенге в Алматы”. Вместе с тем, признал министр, в 2018 году наблюдался рост цен на дизельное топливо на АЗС (на 33 тенге с начала 2018 года – со 160 до 193 тенге). Основные причины этого роста – повышение сезонного потребления дизельного топлива в весенне-осенний периоды у сельхозпроизводителей, сезонный рост транзитных перевозок, а также сохранявшаяся небольшая импортозависимость.
– В целях недопущения роста цен на топливо, а также снижения риска образования дефицита дизельного топлива нами проработаны меры по временному запрету на вывоз нефтепродуктов (дизельного топлива) за пределы Республики Казахстан на основании действующего законодательства, не противоречащего нормам ЕАЭС. В свою очередь, со стороны “Казмунайгаза” необходимо ужесточить контроль за эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих заводов, чтобы исключить аварийные остановки, приводящие к дефициту на рынке нефтепродуктов, – заключил глава Минэнерго. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)