С июня Украина начнет получать гораздо меньше автомобильного топлива из РФ, чем раньше. Напомним, российские власти обязали всех своих экспортеров нефтепродуктов получать специальные разрешения Министерства экономического развития и торговли РФ. Эта норма становится обязательной как раз с 1 июня 2019 г. Разрешение действует 1 месяц.
Ранее такие разрешения выдавала российская Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), и их согласовывали каждый год (по сути, разрешения на поставки были бессрочными). Получение такого разрешения ежемесячно не позволяет украинским заправщикам уверенно планировать свое нефтепродуктообеспечение на последующие периоды.
Сейчас Украина не получает из России нефть и бензины, чего нельзя сказать о поставках российского сжиженного газа и дизельного топлива от которого мы крайне зависимы:
– в Украине ежегодно потребляют около 7 млн. т дизеля. Примерно 30% – это импорт из РФ;
– потребление сжиженного газа в 2018 году составило около 1,7 млн. т. Более 50% – это поставки из России.
Сейчас РФ хоть и не остановила поставки в Украину полностью, но существенно их урезала. По оценкам экспертов, в июне нашему рынку нужно будет дополнительно найти около 150 тыс. т дизельного топлива (25% рынка) и 20 тыс. т сжиженного газа (15% рынка).
На сколько подорожает
Газ поступает в Украину как напрямую с заводов Роснефти и ЛУКойла (в сентябре 2018 года получил разрешение ФСТЭК на поставки газа в Украину), так и реэкспортом из Белоруссии. В основном с терминала Трансэкспедиция в Витебской области, а также с терминалов в Могилеве, Свислочи и Бресте. Белорусы вполне могут воспользоваться моментом и увеличить ценник на свой ресурс, говорят эксперты.
“Самое важное, что логистика поставок дизеля и газа из РФ для Украины наиболее выгодная. Поэтому любые ограничения поставок и переориентация на другие направления неизменно приведут к повышению ценников на заправках. Мы предполагаем рост цены на дизель в пределах 2 грн./л, на газ – 2,5-3 грн./л.”, – отметил в разговоре с UBR.ua исполнительный директор UPK Group Александр Киримов.
По словам экспертов, кое-какие запасы дизеля в Украине еще есть. А вот газа – нет. Да и парк хранения (с учетом терминалов, емкостей заправок, газовозов и ж/д цистерн) – это не более 7 дней потребления. Рынок газа работает с колес в отличие от рынка светлых нефтепродуктов. Исходя из этого, уже в июне-июле Украина может почувствовать дефицит как дизеля, так и сжиженного газа. Последнего – особенно.
Повезут морем, но нет цистерн
Поставки дизеля уже давно диверсифицированы, поэтому эту проблему получится решить более-менее оперативно, говорят эксперты. Дизель в достаточном объеме поступает из Белоруссии, Литвы, а также морем (Греция, Израиль, Индия, Туркменистан), производит ДП и национальный производитель. Чего не скажешь о сжиженном газе. Украина импортирует газ с альтернативных направлений крайне ситуативно. К тому же газ с альтернативных направлений гораздо дороже.
“Возможности диверсификации есть. По дизелю они уже работают. А по газу трейдеры ищут альтернативы. В первую очередь – это Казахстан. Крупный производитель сжиженного газа”, – говорит Киримов.
В последний год Украина активно импортировала газ производства заводов Тенгизшевройл, Nostrum Oil&Gas, Казросгаз и Атырауского ГПЗ. Но тут тоже есть нюанс – РФ ограничила транзит газа из Казахстана по своей территории. Для этого так же требуется спецразрешение.
Так же есть направления поставок из Европы. Например, итальянская Eni готова поставлять до 5 000 т в месяц через терминалы на Западной Украине (Страбичево, Карпаты). Еще газ приходит из латвийского порта Даугавпилс, терминалов в Польше. Есть и морские поставки. В 2019 г. Укртатнафта “распечатала” морской импорт, получив около 3000 т “морского” газа.
“Если участники рынка оперативно (для этого было время с 18 апреля – именно тогда стало известно о вводе спецразрешений) не переориентируют каналы поступления дизеля и газа в Украину, то, безусловно, проблемы с наполнением рынка появятся уже к середине месяца. Поэтом, самое время задействовать мало используемые на сегодня морские пути. Однако, здесь мы можем столкнуться с проблемами отгрузок из портов по ЖД. Там постоянно какие-то проблемы: то нет тяговых тепловозов, то свободных вагоноцистерн, то топлива. Были случаи, когда из Белой Церкви в Киев (меньше 100 км) вагоны шли 2 недели”, – рассказал эксперт топливного рынка Леонид Косянчук. (Денис Вергун, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)