У государственной генерации “Центрэнерго” сменились наблюдательный совет и руководство. Контроль над предприятием потерял Игорь Кононенко. Параллельно в судах идет процесс с целью начать санацию предприятия. Если это удастся, акции “Центрэнерго” отойдут Дмитрию Крючкову и его партнерам.

Госкомпания АО “Центрэнерго” (ЦЭ) – один из самых привлекательных активов, которые государство пытается продать уже несколько лет.

История отсутствия приватизации

Несмотря на то, что акции ЦЭ были переданы Фонду госимущества (ФГИ) министром энергетики Владимиром Демчишиным еще в 2015 г., официальное объявление о приватизации состоялось лишь в октябре 2018 г.

В конце ноября стало известно, что в приватизации хотят принять участие 5 компаний:

  1. Белорусское унитарное предприятие “Нефтебитумный завод”. Официально принадлежат белорусским бизнесменам Николаю Воробью и Александру Шакутину.
  2. ООО “Укрдонинвест” Виталия Кропачева. Кропачев контролирует ООО “Краснолиманское”, которое паразитирует на одноименной государственной шахте. Трейдеры Кропачева весь свой уголь сбывают на “Центрэнерго”. Такие успехи участники рынка связывают с покровительством Игоря Кононенко, ближайшего соратника экс-президента Петра Порошенко.
  3. ООО “Эф энд Эм Украина” (“Форбс и Манхеттен”). Конечным владельцем компании указана Ольга Спектор – дочь Михаила Спектора, одного из совладельцев группы VS Energy, в которую входит несколько украинских операторов систем распределения электроэнергии. Партнеры Спектора по VS Energy: Евгений Гинер, Михаил Воеводин и Александр Бабаков, депутат Госдумы РФ, голосовавший за аннексию Крыма.
  4. Georgian International Energy Corporation. Входит в крупнейший энергетический холдинг Грузии – Georgian Industrial Group (Грузинская индустриальная группа – GIG). Собственник GIG – грузинский олигарх Давид Бежуашвили.
  5. ООО “Баланс Групп”. Бенефициаром этой компании официально указан Дмитрий Крючков – основатель Холдинговой компании “Энергомережа”. Перед президентскими выборами Крючков публично признался в хищении средств государственных облэнерго вместе с Игорем Кононенко, Георгием и Григорием Суркисами.

“БизнесЦензор” подробно описывал владельцев компаний-участников конкурса и их историю.

Позже стало известно, что в аукционе планировала принять участие газдобывающая компания “Укрнефтебурение”. Ее бенефициары – олигарх Игорь Коломойский, народный депутат Виталий Хомутынник и российский бизнесмен Геннадий Фукс.

Но приватизация не состоялось и в этот раз. В декабре 2018 года ФГИ отменил аукцион по продаже ЦЭ. После этого конкурентная война за предприятие переместилась в суды.

Что такое “Центрэнерго”?

АО “Центрэнерго” – одна из крупнейших энергогенерирующих компаний Украины. В ее состав входят три тепловые электростанции – Трипольская в Киевской области, Углегорская – в Донецкой и Змиевская – в Харьковской.

78% акций компании принадлежит государству в лице Фонда госимущества.

Углегорская ТЭС работает на угле газовых марок, который добывается в Украине. Энергоблоки на Трипольской и Змиевской ТЭС спроектированы под антрацитовый уголь, но с 2016 года постепенно переводятся на потребление газовых марок угля.

Суммарная установленная мощность компании составляет 7690 МВт или 14% от установленной мощности всей электроэнергетики Украины. В 2018 г. компания произвела 8,68 млрд. кВт-ч, что соответствует выручке приблизительно в 15 млрд. грн.

Роль Кононенко в управлении “Центрэенрго”

Игорь Коненко – ближайший соратник бывшего президента Петра Порошенко, замглавы фракции БПП в Верховной раде и член Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса.

Именно он, согласно признаниям Дмитрия Крючкова, вместе с братьями Суркисами несет ответственность за обворовывание четырех государственных операторов систем распределения: “Запорожьеоблэнерго”, “Черкассыоблэнерго”, “Харьковоблэнерго” и “Николаевоблэнерго” в 2015 г. На тот момент Крючков выполнял указания Кононенко.

В тот же период Коненко взял под свое кураторство “Центрэнерго”. С одной стороны, это проявилось в снабжении топливом государственной генерации. В 2015 г. уголь для ЦЭ поставляла малоизвестная компания “Торговый дом “Ресурс”, которую контролировал нардеп от БПП Сергей Тригубенко – соратник Кононенко.

ТД “Ресурс” покупал уголь у угледобывающией госкомпании ХК “Краснолимаснская” и поставлял топливо на ЦЭ по приемлемым ценам. Однако с ГП “ХК “Краснолиманская” за отгруженное топливо не рассчитывался.

Подробно об этом в августе 2016 г. БЦ разговаривал с Олегом Коземко, до июня 2019 г. исполняющим обязанности главы правления ЦЭ.

В декабре 2016 г. Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) начало расследование деятельности компаний Тригубенко. А с 2017 года Тригубенко сменил новый куратор от Кононенко.

ООО “Краснолиманское”, которое паразитирует на государственной ХК “Краснолиманская”, перешло под контроль Виталия Кропачева – бизнесмена из Тореза Донецкой области, ставленника Кононенко.

Также Кропачев стал негласным смотрящим за всем государственным угольным сектором. Под контроль его компании “Укрдонинвест” перешли несколько обогатительных фабрик, которые раньше принадлежали компании ДРФЦ Александра Януковича.

Также компании Кропачева стали поставщиками товаров и услуг для государственных угледобывающих предприятий. При этом, торги на ProZorro проходят с минимальной конкурентной борьбой.

Дмитрий Крючков – крупнейший кредитор ЦЭ

Параллельно шли судебные процессы с целью отправить ЦЭ в санацию. Судебное производство о банкротстве ЦЭ было начато еще в феврале 2004 г. по иску на тот момент госпредприятия “Ровенькиантрацит”. Компания предъявила претензии относительно долга ЦЭ за отгруженный уголь.

До 2015 г. государственную энергокомпанию, которой является ЦЭ, нельзя было обанкротить. Этому мешал закон №2711 “О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий ТЭК”.

Согласно ст. 3, п. 3.4 этого закона, до 1 сентября 2015 г. действовал механизм погашения задолженности государственных энергокомпаний, который не позволял кредиторам забрать акции и имущество предприятия в качестве долга.

В 2010 году ГП “Ровенькиантрацит” было отдано в концессию ДТЭК Рината Ахметова. Таким образом, “ДТЭК Ровенькиантрацит” стало правонаследником долга перед госкомпанией “Ровенькиантрацит”.

Однако у ЦЭ были и другие кредиторы. В основном – поставщики оборудования для ТЭС. В 2015 году долги большинства из них скупили компании Дмитрия Крючкова: “Баланс Групп”, “Легист Инвест” и “Транснова”.

“Баланс Групп” официально принадлежит Крючкову. “Легист Инвест” основал Даниил Платонов, который до этого руководил одной из компаний Крючкова – “Энергомережа-Генерация”.

Сейчас капитал “Легист Инвест” переписан на ЧАО “Оушен Энерджи Групп”, которым формально владеет Солох Анатолий Григорьевич.

В 2017 году человек с таким ФИО был указан, как помощник руководителя АО “Черкассыоблэнерго”. На тот момент, за пост руководителя “Черкассыоблэнерго” шла борьба в суде между гражданской женой Крючкова Светланой Кузьминской и структурами олигарха Константина Григоришина, которому принадлежит миноритарный пакет акций компании.

“Транснова” записана на кипрскую Bliska Holdings. Бенефициаром указана жительница города Казатин Винницкой области Алина Сикорская.

Принадлежность этой компании к пулу юрлиц группы Крючкова доказывает то, что в ноябре 2018 г. “Транснова” заключила договор факторинга (переуступки долга) с “Баланс Групп”, которая официально принадлежит Крючкову. Согласно договору, “Транснова” передала “Баланс Групп” право требования своих долговых претензий к ЦЭ.

Факт договора упоминается в решении Хозяйственного суда Киева в феврале 2019 года. Этим решением суд отказал в иске ЦЭ, которое пыталось отменить договор факторинга.

Следующие покровители афериста

С 2017 по 2019 год судебные разбирательства по поводу долгов ЦЭ затихли. Возможно, это был связано с тем, что приватизация ЦЭ являлась одним из маркеров проведения реформ для западных доноров Украины. Если бы Порошенко позволил Кононенко с Крючковым забрать ЦЭ за долги через судебное решение, это стало бы символом провала реформ.

С другой стороны, с 2017 года правоохранительные органы Украины начали активное преследование Крючкова. В мае 2017 года суд заочно арестовал его и объявил в розыск.

Тогда же, в одном из своих интервью Крючков признал, что целенаправленно скупал долги ЦЭ с целью его приватизировать.

Новые возможности открылись перед Крючковым накануне президентских выборов – весной 2019 года. Дмитрий Крючков, после ареста в Германии, был экстрадирован в Украину.

17 апреля, за 4 дня до второго тура президентских выборов, Крючков в суде подтвердил общение с Кононенко относительно работы “Энергомережи”.

Эти признания подтвердили участие в схеме хищения средств госкомпаний ближайшего соратника Порошенко, с которым за пост президента соревновался Владимир Зеленский. Как известно, партнер Зеленского по “1+1” – олигарх Игорь Коломойский.

Судя по всему, именно юристы Коломойского организовали схему с экстрадицией Крючкова. Тем более, сразу после заседания суда Крючков заплатил 7 млн. грн. залога и вернулся в Германию.

Вслед за этим начались активные действия команды Крючкова относительно ЦЭ. 30 мая состоялось заседание Комитета кредиторов ЦЭ.

В несколько СМИ, включая “БизнесЦензор”, организаторы заседания отправили информацию о том, что Комитет кредиторов принял решение подать заявления в правоохранительные органы относительно хищения подчиненными Кононенко 6,7 млрд. грн. с ЦЭ, включая прямые перечисления на оффшорные компании $112 млн.

Примечательно, что в информационной записке для СМИ нигде не были указаны компании-кредиторы. Фамилия Крючква также не упоминалась. Однако указан глава Комитета кредиторов – Олег Гонтарь.

В июне 2016 года Гонтарь давал пресс-конференцию в качестве советника главы правления ХК “Энергомережа” Дмитрия Крючкова, преподнося войну за “Черкассыоблэнерго”, как борьбу “честных бизнесменов с олигархом Григоришиным”.

Также в информационной записке указан арбитражный управляющий Евгений Луговской, которого Комитет кредиторов Крючкова планирует сделать руководителем ЦЭ в том случае, если компанию удастся отправить в санацию через суд.

Судебная перспектива

Позволяет ли объем долгов перед компаниями, входящими в Комитет кредиторов, забрать в качестве обеспечения долгов акции ЦЭ? В нормальных условиях – нет.

Согласно информации из решений судов, долг ЦЭ перед крупнейшими кредиторами составляет около 100 млн. грн. Перед “ДТЭК Ровенькиантрацит” Ахметова – чуть более 40 млн. грн., перед компанией “Баланс Групп” Крючкова – около 60 млн. грн.

Для ЦЭ с годовой выручкой более 10 млрд. грн., эта сумма вполне погашаема.

Однако в декабре 2018 г. стало известно, что “Баланс Групп” Крючкова, которая формально выкупила долги ЦЭ перед “Трансновой”, подала иск к ЦЭ с требованием выплаты, кроме основного долга, 1,03 млрд. грн. инфляционных потерь с 2004 года.

В январе 2019 года Хозяйственный суд Киева выдал постановление, которым назначил бухгалтерскую экспертизу исковых требований кредиторов к ЦЭ.

В феврале 2019 г. ЦЭ подало жалобу в Северный апелляционный хозсуд с требованием отменить экспертизу. Логика госкомпании понятна: вопрос не в размере суммы, а в том, может ли “Баланс групп”, которая выкупила долги в 2015 году, требовать с госкомпании инфляционные потери с 2004 года?

Однако 12 марта Северный апелляционный хозсуд отказал в удовлетворении жалобы ЦЭ.

Смена руководства ЦЭ

В начале июня произошли перемены в руководстве ЦЭ. Фонд госимущества своим приказом №545 от 6 июня сменил состав набсовета ЦЭ.

Из набсовета были исключены люди, которые ориентировались на Игоря Кононенко: Евгений Асташев, Александр Баранюк и Александр Визир.

Последний является членом набосветов от ФГИ во многих госкомпаниях, которым приписывается влияние Кононенко: “Одесский припортовый завод”, “Турбоатом”, “Суммыхимпром” и “Николаевоблэнерго”.

В 2015-2016 годах Визир был помощником-консультантом народного депутата Игоря Кононенко.

Места уволенных заняли другие сотрудники ФГИ: Александр Провоторов, Елена Короткая, Игорь Присяжнюк. Примечательно, что руководитель ФГИ Виталий Трубаров считается ставленником нардепа Виталия Хомутынника.

Хомутынник, в свою очередь – партнер Игоря Коломойского в компании “Укрнефтебурение”, которая среди прочих претендовала на участие в конкурсе по приватизации ЦЭ.

11 июня стало известно, что новый состав набсовета удовлетворил заявление и. о. главы правления ЦЭ Олега Коземко об увольнении. Новым руководителем госкомпании был назначен Петр Кравец – директор Трипольской ТЭС, входящей в ЦЭ, временная фигура.

Теперь все будет зависеть от того, как пойдут дела команды Крючкова в судах. Если для афериста все пройдет гладко, конкурс на приватизацию ЦЭ больше не понадобиться. Крупнейшая госкомпания, благодаря схемам с судами, отойдет Крючкову и его новым покровителям практически бесплатно. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий