Две бизнес-группы выигрывают большинство тендеров “Укрзализныци” и Минобороны на поставку смазочных материалов. По истории успеха стоит стандартный набор украинского бизнесмена: ограничение конкуренции, народные депутаты и завышенные цены.

“Украина – это страна возможностей”, – любил говорить экс-президент Петр Порошенко, не уточняя при этом, кого этот лозунг касается больше.

В современных украинских реалиях это правило все чаще срабатывало относительно приближенных к власти бизнесменов или тех, кто с ней может договориться.

При любой власти в Украине появлялись компании, которые за несколько лет превращались в мощные бизнес-группы. Характерная черта таких предпринимателей – фирмы с уставным капиталом 5 тыс. грн., скромные основатели и директора из небольших городов.

Существует и другая категория предпринимателей, которые едва не всю жизнь находясь на государственных должностях, вдруг оказываются родственниками владельцев успешных бизнесов. Для последних “эпоха бедности” не наступает ни при власти, а перманентные стычки с правоохранителями в итоге заканчиваются ничем.

В этом тексте речь пойдет о двух группах, которые можно отнести к обоим из указанных категорий. О компании, которые в последние годы благодаря внедрению специальных процедур допуска получили монопольное положение в тендерах на поставку масел и смазок для “Укрзализныци” и Министерства обороны.

Помехой не стали даже массовые уголовные производства, данные о связях с депутатами, обвинения в сговоре с ФСБ и уничтожена военная техника во время войны.

Секреты успешного бизнеса от первых лиц

В последние годы поставки масел и смазочных материалов “Укрзализныци” и Минобороны почти полностью монополизировали несколько компаний, которые связывают с окружением двух известных в узких кругах депутатов. Именно с влиянием народных избранников собеседники ЭП связывают такой успех этих фирм.

Первая компания – ООО “Агринол”. Она выпускает масла на базе Бердянского завода “Азмол”, который до 2016 г. принадлежал “Нафтогаза Украины”. Когда встал вопрос о его приватизации, тогдашняя власть традиционно “видела” среди покупателей крупнейшие мировые компании вроде Chevron или Shell .

Однако реальность оказалась другой: завод контролируют родственники бывшего “регионала”, а ныне депутата от “Воля народа” Александра Пономарева. Он и сам открыто выполнял роль адвоката семейного бизнеса в трудные моменты.

Поставкой продукции “Агринол” занимаются официальные дилеры компании. Чаще всего для этого используется фирма “Мироил”. В ее активе – огромное количество выигранных в последние годы государственных заказов на миллионы грн.

Другой фаворит – киевский завод КSM . Его продукцию продают фирмы из группы “Трейд коммодити”, которая в 2016 г. стала активным участником государственных тендеров.

В 2018 году на нее приходилось 35% поставок горючего Минобороны, а в 2017 году этот показатель составлял 60%. Примерно такой же успех компания демонстрирует и в тендерах “Укрзализныци”: в 2018 году на нее пришлось 40% поставок, в 2017 году – 50%.

“Коммодивцив” связывают с окружением народного депутата от БПП, “адвоката Харькова” Александра Грановского. В 2017 г. бизнесмен Андрей Адамовский, известный сотрудничеством с Грановским, заявил, что является “одним из инвесторов” этой компании.

Вторым инвестором был назван Владимир Трофименко. Сам депутат опровергал свою причастность к компании. Ее официальным учредителем и директором числится житель Каменского Вадим Майко, ранее не отличался успехами на рынке топлива.

После волны скандалов и судебных исков “Трейд коммодити” перешла в стадию банкротства, но ее дело продолжают “родные” “Август пром”, “ФИДЕ” и “Торум”.

“Укрзализныця”: тебе – половина, мне – половина

Потребности “Укрзализныци” в смазочных материалах в 2018 г. полностью обеспечили компании с орбиты двух упомянутых бизнес-групп: “агриноливци” поставили железные дороги 7,941 тыс. т, фирмы из группы “Трейд коммодити” – 7,861 тыс. т.

Почему весь объем разделился на две почти равные части – вопрос к заказчику, который таким образом сформировал техническое задание. Были ли другие желающие на эти лоты?

Да. В Украине достаточно производителей масел и смазочной продукции и большинство из них не прочь побороться за право поставлять продукт одном из крупнейших потребителей этого товара. “Укрзализныця” закупает масла советских стандартов и до последнего времени, по словам поставщиков, проблем с доступом к тендерам не было.

“Несколько лет назад” Укрзализныця “ввела СОУ – стандарт организации Украины. Это специальные правила аттестации, согласно которым все смазочные изделия, поставляемые железной дороги, должны проходить испытания. То есть надо получить допуск”, – не “под запись” рассказывает представитель одной из компаний-производителей.

Такие допуски пока есть только у компаний “Агринол” и “Торум”. Чтобы получить специальную аккредитацию, жалуются производители, надо пройти все круги ада.

“Придумали этот допуск и теперь никто не понимает, как его получить. Компании пишут письма, а им отвечают: у вас все в порядке, но добавьте еще несколько бумажек. Так каждый раз. На это могут уйти годы, а между продукцию поставляют две компании. Для других тендер закрыт “, – рассказывает представитель одного из торговцев.

Чуть ли не единственный рабочий инструмент борьбы с гегемонией “Торума” и “Агринол” – жалобы в АМКУ. 31 мая таким образом был заблокирован тендер на поставку масел и смазок на 388 млн. грн. Рассмотрение жалоб предназначен и по закупкам на меньшие суммы.

Впрочем, блокировки тендеров железнодорожников не пугает. В трудный момент УЗ всегда подстрахует производитель из Бердянска. Как стало известно ЭП, “Агринол” на время блокировки одного из тендеров согласился одолжить “Укрзализныци” необходимый объем масел.

Есть два факта, которые свидетельствуют о большом доверии менеджмента УЗ в компании родственников Пономарева. Во-первых, “Укрзализныця” решила не прописывать штрафов в случае невыполнения соглашения. Во-вторых, оценочную стоимость занятой масла позволила определять заимодавцу. В УЗ заверили, что такая цена соответствует средней рыночной.

Однако, по данным директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, УЗ на тендерах искусственно ограничивает конкуренцию и покупает масла с наценкой до 56% от рыночной цены. Поэтому, говорит Куюн, монополист ежегодно переплачивает около 150 млн. грн.

В 2019 г. железная дорога планирует купить 16 тыс. т смазочных материалов. Кто выигрывает на тендерах и изменится что-то в вопросах конкуренции – покажет время. С положительной АМКУ последнее время начал присматриваться к закупкам компании.

При подготовке статьи появились данные, что УЗ заказала у компаний “Мироил” и “Торум” еще 1197 т масел производства заводов “Агринол” и КСМ на 53 млн. грн. По другим четырьмя тендерами, которые предусматривают закупку 10 тыс. т продукции в 450 млн. грн., договоры не подписаны – участники проходят процедуру квалификации.

Минобороны: в Вилларибо и Виллабаджо снова праздник

Как рассказывают участники рынка, в Минобороны ситуация немного другая, но определенное сходство прослеживается. Условия тендеров на поставку масел определенной марки в военном ведомстве прописаны только под одну компанию – “Агринол”, но зарабатывать на этом не стесняются и “коммодивци”.

Речь идет о масла марки “Азмол гарант М-4042ВТ” производства “Агринол”, которые используются для эксплуатации в танковых двигателях. Именно такие масла прошли испытания и допускаются для использования военной техникой. В тендерных условиях является требование: масло моторное “Азмол гарант М-4042ВТ” или ее эквивалент.

Однако заявки с эквивалентным товаром Минобороны отвергает, даже если он дешевле на 40 тыс. грн. за тонну. Яркий пример – тендер, проведенный зимой.

По двум лотам в нем победила компания “Ариан” 78-летнего конструктора-энтузиаста из Киева Эдуарда Рудика. Фирма взялась поставить 180 т масла собственного производства по цене 82 тыс. грн. за тонну.

После тендера Минобороны отклонило это предложение и заявил, что эти масла не является эквивалентом товара завода “Ариан”. Заявление о несоответствии предлагаемого товара выпустил и “Агринол “, поддержав военных.

По другим лотам победила “Торум”, которая предложила товар “Агринол” по 120 тыс. грн. за тонну, разница – 38 тыс. грн. за тонну. Общая сумма закупки – 86500000 грн.

В 2019 году “Ариан” не выиграла ни одного тендера Минобороны через упомянутые стендовые испытания. Это напоминает ситуацию с УЗ. На бумаге производители могут протестировать товар и получить допуск к тендерам, а на практике это почти невозможно.

Для получения допуска следует пройти 300-часовые испытания в Харьковском конструкторском бюро по двигателестроению и заплатить несколько миллионов гривен.

“Мы уже несколько лет пытаемся пройти эти испытания. Обращались в Минобороны, “Укроборонпром”, на Завод имени Малышева и даже к Степану Полтораку. Мы готовы заплатить, чтобы пройти эти испытания, но нас блокируют и говорят, что продукция” Агринол “- лучшая “, – рассказывает один из производителей.

Впрочем, вопрос к заводу все же есть. В феврале 2018 г. народный депутат от “Батькивщины” Сергей Соболев заявил, что “Агринол” Пономарева вместе с ФСБ России и Минобороны Украины поставлял военным товар плохого качества.

В постановлении суда отмечается, что использование некачественных масел привело к уничтожению 20 танков. Причиной вроде стало то, что завод изменил рецептуру изготовления продукции, но необходимых испытаний не проводил.

Пономарев отрицал, что его компания поставляла некачественные масла для военных, и заявлял, что документы, подтверждающие надлежащее качество продукции.

Впоследствии Соболев заявил, что результаты проверок показали другие причины выхода танков из строя. После этого дело исчезла из информационного пространства, а “Агринол” и в дальнейшем удерживает гегемонию в смазочных тендерах двух крупнейших государственных игроков, параллельно позволяя зарабатывать на своей продукции “коммодивцям”. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий