Суд поставил точку в деле о повышении тарифов на газ и тепло, признав незаконным решение Кабинета министров от 2016 г. Вердикт судебной инстанции дает шанс на глобальный перерасчет коммуналки. Впрочем, не все так просто…

В первой половине июля Шестой апелляционный административный суд подтвердил незаконность постановления Кабинета министров №315 от 27 апреля 2016 года, оставив в силе решение Окружного административного суда по иску Юлии Тимошенко к Кабинету министров и “Нафтогазу”, которым определяется порядок формирования цены на природный газ для нужд населения и теплокоммунэнерго (ТКЭ). Иными словами, цена на газ, которая действовала 2,5 года, отменена, поскольку админсуд счел необоснованными тарифы, введенные властями.

Так, суд отказал в удовлетворении апелляционных жалоб Министерства экономического развития и торговли, Кабинета министров, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) и “Нафтогаза”.

Суд установил, что процедура принятия постановления №315 была проведена некорректно. В частности, были выявлены нарушения при обнародовании проекта постановления и его согласовании с Секретариатом энергетического сообщества и Государственной регуляторной службой Украины. Это привело к отстранению от участия в принятии решения значительного круга заинтересованных лиц.

Юристы констатируют, что теперь, благодаря вердикту админсуда, предприятия ТКЭ, равно как и простые потребители, получили основания для перерасчета. Но все по порядку.

Три года назад правительство Гройсмана под давлением западных партнеров приняло одно из самых непопулярных решений, повысив цену на газ для населения и предприятий ТКЭ.

Так, 27 апреля 2016 г. Кабмин своим постановлением №315 обязал “Нафтогаз” продавать населению природный газ по единой цене 6879 грн. за тыс. куб. м (с учетом НДС, затрат на транспортировку и других затрат), тем самым отменив т.н. “социальную норму” в объеме 1200 куб. м на отопительный сезон по цене 3 600 грн. за тыс. куб. м, которая действовала в осенне-зимний период 2015/2016.

Естественно, это спровоцировало пересмотр стоимости коммунальных услуг, в первую очередь отопления и горячей воды, себестоимость которых на 80% состоит из цены на “голубое топливо”.

Так, в зависимости от компании-поставщика тепло для простых потребителей подорожало на 75 – 90%, а горячая вода – на 90%.

Более того, решение Кабмина отразилось на системе жилищных субсидий, так как количество граждан, нуждавшихся в помощи, значительно увеличилось. В отопительный сезон 2016/2017 за поддержкой обратилось 9 млн. домохозяйств (семей) из 15 млн. существующих в Украине.

Оппозиция в лице Юлии Тимошенко и ее политической силы партии “Батькивщины”, как и ряд других общественных организаций, на волне социального недовольства решили оспорить в суде действия правительства Гройсмана.

Противники повышения тарифов указывали, что цена газа от Кабмина взята с потолка, поскольку не учитывает внутреннюю газодобычу (до 18 млрд. куб. м в год), которая полностью покрывает нужды населения.

По подсчетам “Батькивщины”, газ украинского производства со всеми налогами и сборами должен стоить не более 3,5 тыс. грн. за тыс. куб. м.

Судебный процесс длился почти три года, и вот, как говорилось выше, получено принципиальное решение.

В свою очередь министр Павел Петренко, комментируя решение админсуда, заявил, что постановление №315 “давным-давно не работает и отменено”.

Отметим, что этот документ правительство отменило осенью прошлого года, приняв новое постановление от 19 октября 2018 года. Этот документ, который, к слову, тоже не выполняется, устанавливает подорожание бытового газа в три этапа: с 1 ноября 2018 года (цена выросла до 8 550 грн. за тыс. кубов), с 1 мая 2019 года (цена должна была вырасти до 9 852 грн.) и с 1 января 2020 года – до 12 314 грн..

То есть, в Шестом апелляционном административном суде была одержана промежуточная победа, и говорить о немедленном снижении цены “голубого топлива” для граждан вдове неправильно.

Тут, прежде всего, появилась юридическая база для обжалования всех других постановлений об установлении цены на газ, которые были приняты Кабмином с такими же признаками.

“Это просто констатация факта того, что украинцы переплачивали в течение почти трех лет по повышенным тарифам. По моим оценкам, только лишь за газ украинцы и предприятия ТКЭ переплатили 40 млрд. грн. за этот период”, – говорит экономический эксперт Виктор Скаршевский.

По его словам, Кабмин не будет соглашаться с решением админсуда, он будет продолжать бороться. Дело о тарифах будет рассматривать уже Верховный Суд.

“Гипотетически украинцы могут требовать перерасчета стоимости уже оплаченных услуг, если обратятся в суд, ссылаясь на решение Шестого апелляционного административного суда. Но по факту это будет сделать достаточно сложно. Кабмин имеет серьезный штаб юристов, который будет защищать его права. Если все начнут подавать иски к Кабмину, то это обвалит судебную систему. В случае вынесения решений в пользу потребителей, это создаст проблему для госбюджета”, – рассуждает эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Добавим, что решение админсуда также может использоваться, как прецедент для отмены последующего постановления Кабмина о повышении цены на газ. А оно, по всей видимости, будет, ведь в самом скором будущем ожидаются консультации по новой кредитной программе с МВФ, который настаивает на доведении цены бытового газа до рыночного уровня. Он, напомним, основывается на котировках на европейских хабах. Это означает, что в период негативных колебаний на энергетических биржах “голубое топливо” для украинцев может подорожать до 14 тыс. грн. за тыс. куб. м.

Собственно, цена на газ – это один из столпов кредитной политики МВФ в отношении Украины. Если цена на него будет снижена, то МВФ не даст денег. Наряду с этим для страны закрывается “солидарное” финансирование от Всемирного Банка, ЕИБ, Еврокомиссии, министерства финансов США и проч.

Глава “Нафтогаза” Андрей Коболев называет разговоры о снижении цены на газ популистскими и без страха смотрит на угрозы политических сил обязать компанию как главного бенефициара повышения, возместить разницу между стоимостью цены на газ, установленной отмененным постановлением №315.

Впрочем, все будущие решения за новым Кабминов, который будет сформирован после парламентских выборов.

“Если после выборов при власти будут люди, которые не видят необходимости снижать тарифы, то ничего не произойдет, несмотря на решения судов. Если же будут снижены тарифы, то не нужно будет финансировать субсидии в огромных размерах. Лучше эти деньги направлять на энергоэффективность”, – говорит народный депутат Украины Алексей Рябчин.

“Новому правительству просто необходимо привести тарифы в соответствии со стоимостью украинского природного газа, реальной экономической ситуацией и доходами граждан, которые сегодня не в состоянии оплачивать коммуналку, о чем говорит возрастающая задолженность за жилищно-коммунальные услуги (57,7 млрд. грн. на 1 мая)”, – считает Скаршевский. (Никита Бегаль, Голос UA/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий