Президент попросил сети АЗС снизить цены на бензин и дизель. А взамен пообещал “зачистить рынок” от “нелегалов”, отобравших деньги у бизнеса.
23 декабря состоялась встреча Владимира Зеленского с представителями крупнейших автозаправочных сетей. Основной вопрос повестки дня – цены на бензин и дизель. Повод для разговора, безусловно, есть. Самым наглядным индикатором цен стал валютный курс: доллар за этот год подешевел почти на 16%. Между тем сами нефтетрейдеры за последние годы смогли донести до чиновников и потребителя непреложную истину прямой зависимости цен от курса. Это действительно жестко связанные показатели, ведь мы импортируем (читай – покупаем за валюту) 85% нефтепродуктов. Но в 2019 году, ранее работающий, как часы, механизм, заклинило, почему?
Ключевым является трансформация и деформация конкуренции на топливном рынке. С 2014 года потребление бензина упало почти вдвое. Его заменил более дешевый сжиженный газ, пришедший на помощь в период тяжелейшего кризиса 2014-2015 годов. Рынок вот-вот достигнет 2 млн. т, хотя до кризиса не было и млн.. По удельному весу автогаза в корзине моторных топлив мы – лидеры в мире! Но проблема не в этом, точнее, не только в этом.
Главное, что в 2014-2015 гг. фактически развалились институты власти, а объявленная децентрализация проявилась не только в позитивном ракурсе. На каждом углу и под каждым забором начали появляться “газовые бочки”. Работают они без каких-либо лицензий, разрешений, кассовых аппаратов и прочих атрибутов, с которыми вынужден сталкиваться законный бизнес.
Как показывают наши исследования, около 50% сжиженного газа в стране продается через нелегальное АЗС или “мимо кассы”. Закупка газа на оптовом рынке такими операторами часто происходит за наличные, что означает участие в схеме “налоговых ям”. Таким образом, половина рынка находится в тени, не платит налоги, а соответственно предлагает топливо намного дешевле. Это приводит к перетоку продаж от легальных поставщиков к “подзаборникам” и лишает первых заработка. Один из старожилов рынка сжиженного газа, владелец полтавской компании “Автотранс” Сергей Михайлик признает, что его станции, торгующие только газом, нуждаются в дотациях со стороны тех объектов, где помимо газа есть бензин и ДТ.
Где-то с 2017 года ситуация дополнительно усугубилась. Нелегалы начали активно развивать продажи дизельного топлива. На моих глазах в Бориспольском районе Киевской области в течение 6-8 месяцев 2017 г. две “газовые бочки” в пяти километрах друг от друга обросли сначала бочками с дизтопливом, а затем и с бензином. Сегодня на одной из этих стихийных станций уже есть небольшой магазинчик, на обоих есть туалеты. Так начался отток в теневой сегмент в продажах светлых нефтепродуктов.
Как удержать бизнес, если на газе (30% продаж) маржи нет, а реализация бензина и ДТ падает? Правильно, пытаться удерживать повышенную маржу на том, что еще продается. Особенно явно это проявилось в 2019 году, когда цены на заправках перестали реагировать на валютный курс. Цены не росли, они просто не падали. В начале декабря розничные цены начали падать, но темпы не отвечают потенциалу, который по бензину и ДТ составляет минимум пару гривен на литре.
Так что интерес чиновников к ценовой теме абсолютно оправдан. В декабре рынок уже встречался с министром экономики (Тимофеем Миловановым. – Ред.), на позапрошлой неделе с премьером (Алексеем Гончаруком. – Ред.), а 23 декабря – с президентом (Владимиром Зеленским. – Ред.). Однако сложно требовать придерживаться цивилизованных правил игры на рынке, где давно играют без правил. В целом, как говорят участники встречи, взаимопонимание в этом вопросе есть. Президентская команда пообещала провести 14 января 2020 г. расширенное совещание с силовиками по поводу борьбы с нелегальным рынком, притом не только с АЗС, но и с мини-НПЗ.
Задача крайне сложная, поскольку данный бизнес, как, впрочем, и многий другой, крышуется в регионах как раз силовиками и местными властями. Демонстрация этого недавно произошла в Борисполе, где на защиту нелегальной АЗС вместе с титушками приехал секретарь горсовета Ярослав Годунок. (Это тот самый “черт”, по поводу которого Зеленский просил позвонить Баканову, что стало настоящим интернет-мэмом).
Но как раз накануне за один день были закрыты игральные салоны и это очень хороший сигнал всему “белому” бизнесу. Рынок нефтепродуктов ждет аналогичной зачистки, обещая вернуться в русло прогнозируемости и адекватности. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, ЛигаБизнес/Энергетика Украины и мира)