В приоритете правительства должно быть привлечение масштабных инвестиций в традиционную, а не в “зеленую” электроэнергетику. Иначе уровень благосостояния населения окажется под сильным давлением, а экономика потеряет очень важное конкурентное преимущество, которых у нее и так слишком мало.

Электроэнергетика является базовой инфраструктурной отраслью экономики страны, которая создает условия производства и является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения страны. Для Казахстана электроэнергетика имеет свою специфику, поскольку ключевые отрасли страны, такие как металлургия, добыча нефти и газа, нефтепереработка и так далее характеризуются высокой энергоемкостью, и они являются крупнейшими потребителями электроэнергии.

По информации за 2018 производство электроэнергии в Казахстане преимущественно осуществлялось на тепловых электростанциях – 87% (более 70% – на угольных станциях), на долю гидроэлектростанций пришлось – 12%, а доля ВИЭ (ветровые и солнечные электростанции) составила порядка 1,3%.

Большим конкурентным преимуществом экономики Казахстана является то, что мы являемся третьей страной мира с самым дешевым электричеством. Это связано с тем, что электричество в Казахстане производится в основном за счет угля, что является одним из самых дешевых способов производства электроэнергии. При этом запасов угля в Казахстане более чем достаточно, чтобы сохранять это сильное конкурентное преимущество страны еще несколько десятков лет.

Несмотря на такое важное преимущество нашей экономики, на сегодня традиционная электроэнергетика (производство энергии за счет тепло- и гидростанций) испытывает очень серьезные трудности. Износ генерирующих мощностей и электрических сетей по стране достиг 60%-80%. По прогнозам правительства на ближайшие семь лет, для того чтобы удовлетворить растущие потребности населения и бизнеса в электроэнергии, нужно будет вывести из работы 1 ГВт устаревших энергетических мощностей и ввести 7 ГВт новых мощностей. Здесь речь идет о крайне необходимых инвестициях на десятки млрд. долларов США.

У государства таких денег нет. Однако недостаточность инвестиций в электроэнергетику может достаточно быстро привести к катастрофическим последствиям. Без частных стратегических инвестиций, особенно иностранных, невозможно будет создать столько энергетических мощностей в Казахстане. Однако по определенным причинам, которые были объяснены в прошлой статье, частные инвестиции в традиционной энергетике уменьшаются и, исходя из текущего положения вещей, перспективы их быстрого роста в ближайшем будущем практически равны нулю.

При этом в стране виден большой инвестиционный бум в очень дорогой для экономики зеленой электроэнергетике (ветровые и солнечные электростанции). Это связано с тем, что правительство для привлечения инвестиций в зеленую энергетику гарантирует инвесторам “зеленые” тарифы на электричество сразу на 15 лет и с индексацией на инфляцию. Однако эти зафиксированные тарифы как минимум в 4 раза выше тарифов традиционной электроэнергетики. Спрашивается, насколько население, бизнес и вся экономика в целом, готовы к гораздо более дорогому электричеству, чтобы идти в ногу с той же Европой?

Например, если правительство планирует довести долю зеленой электроэнергетики до 10% от общего производства к 2030 году, то это, грубо говоря, означает рост тарифов на электричество на 40%, не включая их ежегодного роста из-за инфляции. И это еще не все затраты и серьезные проблемы, которые из-за ВИЭ большим дополнительным бременем лягут на потребителей электроэнергии, а также на всех налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц). О дополнительных проблемах зеленой энергетики поговорим позже, а сейчас хотелось бы обсудить следующий вопрос.

Зачем вообще Казахстану нужна зеленая электроэнергетика?

Власти Казахстана запланировали довести долю ветровой и солнечной электроэнергетики (далее – ВИЭ) до 3% в 2020 году, 10% – в 2030 году и 50% – в 2050 году. Такое быстрое внедрение дорогой зеленой энергетики прежде всего связано с сокращением выбросов парниковых газов для борьбы с потеплением климата. Именно поэтому Казахстан стал частью Парижского соглашения по климату, которое было инициировано в 2015.

Однако здесь важно понимать, что изменение климата – хоть и важный, но лишь один из многих вызовов безопасности и благосостоянию людей. Этот вопрос не должен рассматриваться изолированно, в отрыве от других узловых проблем и рисков социально-экономического развития любой страны. Особенно это касается развивающихся стран, к которым относится Казахстан.

Казахстану пока еще далеко до развитых стран. У нас очень низкая производительность труда при доходах населения в разы меньше, чем у них. Наша экономика не диверсифицирована, а несырьевая экономика неконкурентоспособна и растет очень слабыми темпами. С таким текущим прогрессом мы вряд ли когда попадем в 30-ку развитых стран.

На сегодня в Казахстане, с точки зрения экологии, проблемы чистого воздуха, воды, борьбы с отходами намного важнее проблемы изменения климата. Жизнь и здоровье населения в существенно в большей степени подвергается риску, например, от загрязнения, а не потепления воздуха. Сильное загрязнение воздуха в городах происходит из-за вредных и опасных веществ, к которым не относится главный парниковый газ – CO2.

Доля Казахстана по выбросам парниковых газов в мире просто мизерная. В таких условиях непонятно, зачем власти хотят снизить благосостояние населения и устранить важное конкурентное преимущество нашей экономики, ускоренными темпами осуществляя переход на очень дорогую зеленую электроэнергетику?! Это очень большая ошибка.

С этой точки зрения очень яркий и показательный пример – это США. Штаты официально объявили о выходе из Парижского соглашения по климату. По словам Трампа, соглашение по климату ставит США в невыгодное положение, создавая выгоду для других стран. Он отметил, что реализация этих соглашений будет стоить США 3 трлн. долларов и 6,5 млн. потерянных рабочих мест. Также он добавил, что такие соглашения могут подорвать экономику государства, повредить нашим сотрудникам и “эффективно обезглавить нашу угольную промышленность”.

Однако сказанное выше не значит, что проблемы климата не важны и не нужно принимать мер. Это только означает, что Казахстану надо правильно расставить свои приоритеты и в вопросе зеленой экономики не нужно ставить телегу впереди лошади.

Очень высокие тарифы – это не единственная проблема ВИЭ для экономики

Регулирование, тарифообразование и субсидирование ВИЭ в Казахстане не соответствует мировой практике. Об этом четко говорит Всемирный банк, который долгое время работал с нашим правительством по реформам в электроэнергетике. К сожалению, многие очень важные рекомендации банка по этой отрасли не были приняты властями, включая рекомендации по правильной организации работы ВИЭ на рынке.

На сегодня, помимо очень высоких тарифов для населения и бизнеса, регулирование и тарифообразование на рынке ВИЭ сильно ограничивают инвестиции в крайне изношенную традиционную электроэнергетику, без которой Казахстану однозначно не выжить в ближайшие десятилетия.

Прежде всего, правительство вместо того, чтобы субсидировать высокие тарифы ВИЭ из госбюджета, снова переложило это на прибыль традиционных электростанций (станции на угле, газе, и воде). То есть все традиционные электростанции обязаны выкупать дорогую электроэнергию у ВИЭ (через специально организованного центрального закупщика), а затем продавать ее потребителям вместе со своей дешевой электроэнергией.

Однако правительственное тарифообразование устроено таким образом, что высокие тарифы ВИЭ не передаются напрямую потребителю, а в большей части ложатся на себестоимость традиционных станций, снижая их прибыль. Как было описано в прошлой статье, текущее государственное регулирование и тарифообразование в традиционной электроэнергетике Казахстана и так снижает ее рентабельность и не позволяет инвестировать в свое развитие, а дополнительная стоимость ВИЭ еще больше ухудшает эту тяжелую ситуацию. В таких условиях однозначно невозможно привлечь частные инвестиции в традиционную электроэнергетику.

Также законодательство по ВИЭ обязывает, что электросетевые компании должны подключать любого производителя электроэнергии на ВИЭ за свой счет. При этом для подключения ВИЭ необходимы дополнительные инвестиции для улучшения электрических сетей. Это обусловлено тем, что концентрация объектов ВИЭ на площадках с наиболее благоприятными условиями по солнечному и ветровому потенциалу приводит к необходимости развития электрических сетей для обеспечения выдачи избытка мощности в энергосистему. То есть подключение ВИЭ к сети в конечном итоге ложится на увеличение тарифов передающих и распределяющих электросетевых компаний.

Объекты ВИЭ, как известно, отличаются нестабильностью генерации. При этом в Казахстане существует дефицит маневренных генерирующих мощностей, что приводит к необходимости дополнительных очень существенных инвестиций по обеспечению стабильности и надежности работы энергосистемы. И опять все это выльется в дополнительное увеличение тарифов для конечных пользователей (население и бизнес). При этом привилегированные условия для ВИЭ в законодательстве отпугивают частные инвестиции в маневренные генерирующие мощности.

Помимо этого, в целом по всей электроэнергетике есть срочная необходимость в глубоком совершенствовании рынка электроэнергетики и мощности, в том числе балансирующего рынка как рыночного инструмента регулирования дисбалансов, что в целом позволяет привлечь частные инвестиции в развитие электроэнергетики. Однако законодательство ВИЭ построено полностью на нерыночных командно-административных механизмах, что напрямую и сильно мешает развитию рыночных отношений в электроэнергетике Казахстана в целом.

И наконец есть попытки привязать ВИЭ к индустриализации Казахстана за счет кармана потребителей электроэнергии (физических и юридических лиц). В частности, сейчас на площадке НПП “Атамекен” обсуждается законопроект по вопросам электроэнергетики, предложенный рядом депутатов. В нем, помимо увеличения льготного периода для ВИЭ с 15 до 20 лет, предлагается увеличить и так очень высокие тарифы ВИЭ на 10%-30% в зависимости от доли местного содержания в устанавливаемых ветровых или солнечных электростанциях. То есть кто-то считает, что Казахстан сможет производить конкурентоспособные ВИЭ, несмотря на то что Германия по солнечным станциям, а Голландия по ветровым сейчас сильно проигрывают Китаю, Тайваню и другим конкурентам из Восточной Азии.

Скорее всего, ситуация с местным содержанием ВИЭ будет такой же, как в нашем “автомобилестроении”. То есть это будет элементарная отверточная сборка иностранных компонентов. При этом владельцы такого “бизнеса” будут получать очень хорошую прибыль за счет государственного (нерыночного) повышения цен для потребителей. В конце концов все закончится тем, что кто-то обогатится, а государство лишний раз обвинят за некачественном менеджменте и реализации неэффективных проектов.

Казахстан должен приостановить льготы для инвестиций в ВИЭ на 5-10 лет

В заключение еще раз хотел бы повторить, что сейчас в приоритете правительства должно быть привлечение масштабных инвестиций в традиционную, а не в зеленую электроэнергетику. На сегодня правительство за счет удорожания тарифов уже набрало слишком большой объем частных инвестиций в ВИЭ, и на этом надо срочно остановиться. Все усилия властей должны быть брошены на привлечение стратегических частных инвесторов в традиционную дешевую электроэнергетику. Иначе уровень благосостояния населения окажется под сильным давлением, а наша экономика потеряет очень важное конкурентное преимущество, которых у нее и так слишком мало.

Некоторые технические специалисты утверждают, что через 5-10 лет тарифы ветровых и солнечных электростанций сравняются с тарифами традиционных. На мой взгляд, это слишком оптимистическое заявление, особенно по сравнению с угольными электростанциями. Тем не менее, если это произойдет, то правительству как раз надо просто взять паузу с внедрением ВИЭ на эти 5-10 лет, а дальше видно будет. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий