АМКУ может позволить “Нафтогазу” взять контроль над гос-ТЭЦ. “Нафтогаз” анонсировал очередное снижение цены на газ для тепловиков, населения и промышленности. Буславец предложила создать антикризисный энергоштаб. ЕБРР готов предоставить финподдержку “Укрэнерго” для частичного покрытия дефицита средств компании, о главных новостях энергетики – в обзоре «Энергореформы”.

  1. АМКУ изучает возможность предоставления “Нафтогазу” контроля над гос-ТЭЦ

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) рассматривает возможность предоставления НАК “Нафтогаз Украины” контроля над рядом государственных теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), находящихся сегодня под управлением Фонда государственного имущества (ФГИ).

В частности, речь идет о контроле над ГП “Северодонецкая ТЭЦ” (через получение в управление имущественного комплекса ТЭЦ), акционерными обществами “Одесская ТЭЦ”, “Криворожская теплоцентраль”, “Херсонская ТЭЦ”, “Николаевская ТЭЦ”, “Днепровская ТЭЦ” (путем передачи НАК полномочий по управлению корпоративными правами).

Отметим, что НАК поставляет указанным предприятиям газ на условиях ПСО. Антимонопольное ведомство отмечает, что приобретение НАК контроля над ними в определенных обстоятельствах может привести к значительному ограничению конкуренции на рынках тепловой и электрической энергии.

В этой связи и с целью объективного рассмотрения соответствующих дел комитет просит заинтересованные стороны предоставить ему информацию, которая может повлиять на принятие решения, а также замечания и предложения.

ФГИ в настоящее время допускает несколько вариантов решения дальнейшей судьбы гос-ТЭЦ: приватизации, передачи в концессию, местным общинам или “Нафтогазу”.

  1. Витренко предлагает использовать пустующие мощности в Украине для хранения подешевевшей нефти

В условиях падения некоторых цен на нефть Украина имеет значительные объемы пустующих хранилищ для хранения нефти и сегодня могла бы выгодно их использовать.

“Похоже, бизнес по хранению нефти (является) наиболее прибыльным сейчас. Нужно не упустить возможности и максимально их монетизировать”, – написал исполнительный директор НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко в Facebook.

По его словам, в стране есть огромная нефтетранспортная система, где можно хранить нефть, один работающий завод (Кременчуг) со значительными емкостями для хранения, а также много нефтеперерабатывающих заводов, которые давно остановлены, но на которых, по крайней мере, были такие емкости.

Он также указал со ссылкой на другие источники, что у Минобороны несколько десятков лет назад было огромное хранилище на 1 млн. тонн.

Он пояснил, что падение цен фьючерсов на нефть в мире означает, что продавцы готовы платить, чтобы нефть забирали, так как ее уже негде хранить, и невозможно прекратить добычу без значительных потерь в будущем.

Однако, по мнению оператора нефтетранспортной системы Украины АО “Укртранснафта” Технические возможности нефтетранспортной системы Украины не предусматривают возможности предоставления услуг по хранению нефти.

“Все технологическое оборудование нефтетранспортной системы (трубопроводы, резервуарные парки, нефтеперекачивающей станции) было спроектировано и построено исходя из ее основного производственного задания – обеспечивать надежную и бесперебойную транспортировку нефти”, – рассказали в “Укртранснафта”.

Кроме того, возможности хранения нефти для иностранных компаний на территории Украины не урегулированы на законодательном уровне. Так, согласно нормативно-правовым актам, нефть импортного происхождения может находиться на территории Украины только в двух режимах – импорт и транзит.

  1. Цена газа для населения и тепловиков в апреле снизится еще на 14,7%, в мае для промышленности цена снизится на 15-16%

Цена поставки НАК “Нафтогаз Украины” природного газа для нужд населения и производителей тепла в апреле 2020 года составит 2,897 грн./куб. м (без НДС, транспортировки магистральными и распределительными газопроводами и наценки газсбытов), что на 14,7% меньше, чем в марте 2020 г. (3,396 грн./куб. м).

По сравнению с январем-2020 апрельская цена снизилась на 37,7%, когда она составила 4,65 грн./куб. м (без НДС, транспортировки и наценки газсбытов).

В НАК напомнили, с января 2020 года оптовая цена на природный газ в рамках специальных обязательств рассчитывается согласно постановления Кабинета министров №17 от 24 января 2020 г. Основным индикативом являются фактические результаты биржевых торгов, которые происходят с 1 по 22 число расчетного месяца на крупнейшем в Европе газовом хабе (ТТF).

В то же время с марта-2020 на внутреннем рынке появился новый ликвидный ценовой индикатор, после проведения ООО “Оператор газотранспортной системы Украины” тендера на закупку газа на период поставки на март-декабрь 2020 г.

“В этой связи при расчете цены газа для населения на апрель “Нафтогаз”, как и в марте, выбирал из двух возможных опций: рассчитанной по постановлению КМУ и средневзвешенной цены победителей по результатам торгов на поставку газа “Оператора ГТС Украины”. Несмотря на рекордное удешевление энергоносителей на мировых рынках, самыми низкими оказались расчеты, привязанные к внутренним, а не внешним индикаторам”, – отметили в НАК.

Что касается промышленности, то для них “Нафтогаз Украины” в мае 2020 года снизит цену на природный газ на условиях предоплаты, на 15,9% (на 777,6 грн).

Указанная цена актуальна для потребителей, закупающих газ по предоплате в объеме более 50 тыс. куб. м в месяц при условии отсутствия долгов перед компанией и для 100%-ных “дочек” НАК.

Для других покупателей цена в мае уменьшится на 14,8% (на 822 грн) – до 4 тыс. 714,8 грн за 1 тыс. куб. м (с НДС).

  1. Буславец предложила создать антикризисный энергоштаб

22 апреля во время выступления на онлайн-заседании комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг и. о. главы Минэкоэнерго Ольга Буславец инициировала перед премьер-министром создание антикризисного энергетического штаба по разрешению критических для отрасли проблем.

“Прошу оперативно отреагировать, поскольку планируется внеочередное заседание Кабмина в пятницу и, возможно, если мы успеем отработать этот вопрос тщательно, быстро и качественно, то сможем подать с голоса утверждение состава, чтобы такой антикризисный штаб работал”, – добавила Буславец.

Кроме этого, и. о. высказала мнение, что одним из антикризисных инструментов на рынке электроэнергии будет принятие решений по стабилизации и изменению условий поддержки ВИЭ.

“У нас есть несколько сценариев, как провести реструктуризацию – средние, жесткие, менее жесткие. Но чтобы все происходило на добровольных условиях, чтобы не было арбитражей”, – заявила она.

По словам Буславец, инвесторы в возобновляемую энергетику хотят и должны получить соответствующие правила игры.

Буславец также иницировала пересмотр финансовых планов всех генерирующих компаний для уменьшения их расходов, чтобы пройти кризисный период и приступить к реализации стратегических решений. По мнению Буславец, одним из таких стратегических решений, должно быть проведение конкурса на новую генерирующую мощность.

“Потребности энергосистемы в высокоманевренных мощностях уже в следующем году достигнут 2 ГВт. Не сможем балансировать систему, если не будем предпринимать меры на перспективу”, – отметила вр. и. о. министра.

Она также выразила убеждение в необходимости скорейшего решения вопроса по реструктуризации условий поддержки “зеленой” генерации.

Кроме того, вр. и. о. министра считает, что в стратегическом плане для устранения перекосов на рынке электроэнергии, необходимо перейти на финансовый механизм ПСО и дать возможность НАЭК “Энергоатом” и ЧАО “Укргидроэнерго”, на которых возложены ПСО, продавать электроэнергию на всех сегментах рынка.

  1. ЕБРР готов предоставить финподдержку “Укрэнерго” для частичного покрытия дефицита средств компании

И.о. главы правления НЭК “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий на онлайн-встрече в Европейской бизнес-ассоциации 23 апреля рассказал, что уровень расчетов за услуги НЭК составляет 55-60% с наблюдающейся тенденцией к уменьшению проплат, что не позволяет компании в ближайшее время погасить свои долги.

“Мы работаем в режиме покрытия только наиболее срочных затрат – налогов и зарплаты. Объем компенсации для оплаты “зеленой” генерации, заложенный в тарифе НЭК, ниже потребности”, – отметил Кудрицкий.

По информации вр. и. о. министра энергетики и защиты окружающей среды Ольги Буславец, принимавшей участие во встрече, долг НЭК перед “Гарантированным покупателем” составляет около 10 млрд. грн, а задолженность поставщиков универсальных услуг перед НЭК – 5 млрд. грн.

Кудрицкий отметил, что в данной ситуации важно обновить энергобаланс, чтобы максимально взвешенно подойти к определению тарифа НЭК на передачу. Он напомнил, что последний энергобаланс был разработан еще в марте, без учета, в частности, карантинных ограничений.

В свою очередь, Буславец на встрече в ЕБА напомнила, что в настоящее время министерство и “Укрэнерго” работают над обновлением прогнозного баланса объединенной электроэнергетической системы страны, который может быть готов на следующей неделе.

В это же время, старший банкир департамента энергетики Европейского банка реконструкции и развития Ольга Еремина сообщила, что ЕБРР готов предоставить финансовую поддержку “Укрэнерго” для покрытия его дефицита средств.

Кроме того, представитель ЕБРР отметила необходимость привлечения и других международных финансовых организаций к поддержке НЭК.

“Наше финансирование, скорее всего, не покроет всего дефицита ликвидности “Укрэнерго”, поэтому было бы не плохо, если бы еще и другие международные финансовые учреждения присоединились к нашей инициативе”, – сказала она.

21 апреля в Раде был зарегистрирован законопроект №3364, авторами которого выступили четыре депутата от фракции “Слуга народа”, в том числе глава энергокомитета Андрей Герус. Документ предусматривает возможность использования на протяжении 2020 года доходов “Укрэнерго” от распределения межгосударственного сечения (речь идет о распределении 1,6 млрд. грн) на оплату производимой операторами ВИЭ “зеленой” электроэнергии и обеспечение текущей операционной деятельности НЭК.

По словам народного депутата от фракции “Слуга народа” Людмилы Буймистер (один из авторов), соответствующий законопроект – один из инструментов для преодоления кризиса неплатежей в энергетике. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий