Облэнерго переходят на новую систему тарифообразования. Это означает повышение цен на передачу и распределение электроэнергии для промышленности в среднем на 25%.
Облэнерго дали RAB-тарифы
Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) на заседании 9 декабря установила для 25 облэнерго тарифы на услуги по распределению электроэнергии, которые базируются на новой методике – так называемом RAB-стимулировании.
Также НКРЭКУ приняла решение, что для двух облэнерго – Луганское энергетическое объединение и “Полтаваоблэнерго” и еще для пяти энергопоставляющих компаний тарифы пока будут устанавливаться по старой методике “затраты+”, но позднее их также могут перевести на RAB-тарифы.
Работа по переводу энергопоставляющих компаний на новую методику тарифообразования ведется уже давно, еще с 2013 г. А первые попытки принять новые тарифы были предприняты еще в 2017 г.
Как устанавливаются тарифы для облэнерго сейчас
По старой системе тарифообразования, которая называется “затраты+”, тарифы устанавливались по следующему принципу: облэнерго подавали в НКРЭКУ обоснование всех затрат, которые необходимы компаниям на выполнение их функций, и к ним добавляли определенный процент рентабельности. Однако регулятор мог посчитать, что некоторые затраты необоснованны и не учитывать их в тарифе. Поэтому чтобы заработать побольше денег, облэнерго были заинтересованы раздуть затратные статьи как можно больше, с учетом того, что часть из них срежут. В то же время такие компании не были заинтересованы в том, чтобы снизить потери электроэнергии в сетях, ведь если они сократятся, то уменьшится и поступления денег.
Как работают RAB-тарифы
Система RAB-тарифов предусматривает, что облэнерго получают определенную норму прибыли на стоимость активов. Активы могут быть “старые” – то есть те, которые уже есть у компании: электросети, трансформаторные подстанции и все остальное. А могут быть и “новые” – это те активы, которые компания будет создавать – прокладывать новые линии, устанавливать новые трансформаторы и т.д. Норма прибыли будет устанавливаться отдельно для старых и для новых активов.
В конце августа НКРЭКУ установила нормы доходности на старую базу активов в размере 3%, на новую – 16,74%. Это означает, что если у какого-либо облэнерго на сегодня на балансе стоит имущества и активов, образно говоря, на 100 млн. грн., то в год оно будет получать с рынка на эти старые активы 3 млн. грн. А вот если облэнерго построит новую линию электропередач и заменит трансформаторы на 100 млн. грн., то оно будет получать в год на эти новые активы 16,74 млн. грн. Вторая цифра доходов явно больше, но ведь облэнерго нужно будет еще вложить в строительство этих сетей собственные средства, и только потом отбивать деньги. Тогда как процентная ставка на старые активы позволяет получать деньги за то, что у облэнерго уже есть, независимо от сроков их создания.
Однако ставки доходности в 3% и 16,74% стали своеобразным компромиссным вариантом. Ведь последние несколько лет между облэнерго и регулятором шла своеобразная война – энергопоставляющие компании хотели получать как можно более высокую норму прибыли на активы, при этом – даже на старые, которые были созданы много лет назад и которые уже давно “отбили” вложенные в них деньги. Выражение “отбили вложенные деньги” следует понимать так: в процессе эксплуатации облэнерго частный бизнес, который приобрел их в процессе приватизации, уже давно окупил средства, потраченные на их приобретение у государства.
На сколько вырастут тарифы облэнерго
Новая система тарифообразования предусматривает существенное повышение расценок. Рассмотрим пока тарифы для промышленных предприятий, которые распределяются по классам: первый – промпредприятия, которые присоединены к сети напряжением 27,5 кВ и выше, второй – до 27,5 кВ.
Например, если сегодня тариф на передачу и распределение электроэнергии у “Винницаоблэнерго” составляет 146,59 грн. за 1 МВт-ч (для первого класса потребителей) и 898,7 грн. (для второго класса потребителей), то RAB-тарифы будут соответственно 173,33 и 1209,36 грн. за 1 МВт-ч. Повышение составит таким образом для предприятий первого класса напряжения – 18,2% и для предприятий второго класса – 34,5%.
Еще один пример тарифов – по Киеву: для “ДТЭК “Киевские электросети” сегодня он составляет 68,24 грн. за 1 МВт-ч (для первого класса потребителей) и 285,84 грн. (для второго класса). После введения RAB-тарифов стоимость распределения электроэнергии вырастет до 86,09 грн. и 384 грн. соответственно. Повышение таким образом составил 26,15% для предприятий по первому классу напряжения и 34,6% – по второму.
В целом повышение тарифов по первому классу потребителей ожидается в зависимости от облэнерго от 5% до 47%, по второму классу – от 24,7% до 101,7%.
То, что промышленных потребителей ожидает увеличение цен на услуги облэнерго после введения RAB-тарифов, было понятно давно: еще в средине октября член НКРЭКУ Ольга Бабий заявляла, что для промышленности тарифы вырастут в среднем на 25%.
Точные цифры будут известны чуть позднее – их должна опубликовать НКРЭКУ. Приведенные выше показатели взяты из проекта постановления НКРЭКУ, который подавался к заседанию комиссии на 9 декабря. Но изменение конечных сумм по сравнению с проектными, скорее всего, не будет значительным.
Весна покажет: RAB-тарифы почувствуют все
Обычным украинцам не стоит вздыхать с облегчением, узнав, что повышение цен на передачу и распределение электроэнергии коснется только промышленных потребителей. Ведь это приведет к увеличению затрат на производство, а значит подтолкнет вверх цены на потребительские товары (и услуги). Только для населения будет небольшая отсрочка: обычно повышение цен для промышленности трансформируется в ускорение потребительской инфляции через два-четыре месяца.
Кто выиграет от RAB-тарифов
Основными бенефициарами нынешнего решения будут собственники облэнерго, прежде всего владелец ДТЭК Ринат Ахметов, а также Константин Григоришин, в портфеле которого есть энергораспределяющие компании. Не останутся в обиде и Игорь Коломойский с Геннадием Боголюбовым, которым принадлежат миноритарные доли в нескольких облэнерго.
При этом следует отметить один важный момент – уже после утверждения НКРЭКУ в августе этого года ставок доходности на старые активы в размере 3%, в ДТЭК заявили, что этого недостаточно, и процент должен быть повыше. И Министерство энергетики, став на сторону холдинга, даже предлагало пересмотреть ставку, повысив ее до 6%. Однако по расчетам НКРЭКУ, это означало бы, что потребители должны будут заплатить облэнерго дополнительно 10 млрд. грн. в год. В итоге – победила позиция НКРЭКУ.
Но и 3% доходности на старые активы, как оказалось, – удобная для облэнерго цифра. Все они, включая даже те, кто критиковал 3%-ный показатель, подали в НКРЭКУ заявки на установление RAB-тарифов.
Однако как долго продлится этот период 3%-й ставки доходности на старые активы – непонятно. Пока что она установлена сроком на 3 года. Если же собственники обеспечат себе мощное лобби в НКРЭКУ и правительстве, ставки могут и повысить. (Сергей Танин, dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)