Если отбросить расходы на передачу, распределение и снабжение, то стоимость электроэнергии в тарифе составляет всего 1 копейку. Нужно ли повышать тарифы?

Недавно сразу несколько друзей и журналистов попросили рассказать, что происходит с тарифами для населения.

Интерес к теме значительно обострился, поскольку и. о. министра энергетики Юрий Бойко две недели назад заявил, что следует ожидать повышения тарифа. Что мне известно о ситуации и есть ли повод для беспокойства?

По прогнозу объема возложения специальных обязанностей (ПСО), поданным НКРЭКУ, Министерство энергетики вносит предложения по определению “размера тарифа” в Кабинет министров.

Сейчас рассматриваются различные сценарии, главным условием которых является минимизация негативного влияния на бюджеты домохозяйств.

Зачем повышать?

Во-первых, тариф не повышался с 2017 г.

Во-вторых, повышение тарифа необходимо для восстановления баланса на энергетическом рынке и ликвидации перекрестного субсидирования.

Украина слишком долго вела политику, когда разница между себестоимостью энергии и низким тарифом для домохозяйств фактически покрывали государственные и частные компании. Задолженность на энергорынке к концу года может превысить 65 млрд. грн.

Если не сбалансировать рынок в 2021 г., мы получим стремительный рост долгов ключевых государственных энергетических компаний и, соответственно, их банкротство.

Это может привести к экономическому кризису, негативно повлияет на доходы и уровень жизни населения.

Что мы имеем сегодня?

На сегодня среднемесячное потребление электроэнергии одним домохозяйством составляет около 167 кВт-ч. Например, мои родители-пенсионеры потребляют 230 кВт-ч в месяц.

Я активно пользуюсь летом кондиционером и в зимний период электрообогревом, поэтому уровень моего потребления электрической энергии достигает 550 кВт-ч в месяц.

За первые 100 кВт-ч все потребители (домохозяйства) платят по тарифу 0,75 грн./кВт-ч, а за последующие – по 1,40 (все цены без НДС).

Итак, средневзвешенный тариф для населения составляет 1 гривна 1 копейка.

При этом только “транспортная” составляющая, то есть расходы на передачу, распределение и снабжение электрической энергии составляют 1 грн./кВт-ч (0,24 грн./кВт – ч передача + 0,67 грн./кВт-ч распределение + 0,09 грн. кВт-ч поставки).

То есть, стоимость непосредственно электрической энергии в тарифе составляет всего 1 копейку!

Эту копейку потребители платят государственным энергогенерирующим компаниям (НАЭК “Энергоатом” и ЧАО “Укргидроэнерго”) в рамках принятого правительством механизма специальных обязанностей, возложенных на эти компании.

За счет чего содержится такой тариф и как это влияет на энергетические компании?

Для того, чтобы удержать тариф для населения на текущем уровне, НАЭК “Энергоатом” обязан продавать за 1 копейку половину производимой электроэнергии.

Остальные компания должна продать на рынке по цене, которая бы позволила сбалансировать финансовое состояние предприятия.

В сегодняшних условиях, до конца 2020 г., такая система еще могла работать. Однако с нового года “транспортные” расходы на поставку электрической энергии возрастут минимум до 1,36 грн./кВт-ч.

Тариф на передачу электрической энергии и ее распределение будет увеличен в соответствии с утвержденными НКРЭКУ показателями (тариф на передачу Оператора системы передачи (ОСП) минимум до 0,30 грн./кВт-ч, средневзвешенный тариф Оператора системы распределения (ОСР) – 0,97 грн./кВт-ч, поставщика универсальных услуг (ПУП) – 0,1 грн./кВт-ч).

Также нужно учитывать, что на АЭС из-за необходимости повышения заработной платы работников, выполнение ремонтных работ на атомных энергоблоках и воплощение инвестиционных программ ожидаемо возрастет себестоимость производства электрической энергии.

Кроме того, в последнее время наблюдается рост объема потребления электроэнергии населением.

Зато уменьшается потребление промышленностью, которое получает электроэнергию по рыночной цене. То есть сокращаются возможности дотирования населения промышленными предприятиями.

Поэтому пропорционально уменьшается доля электроэнергии, которую ГП “Энергоатом” сможет продать по рыночной цене.

Хотя некоторые положительные изменения уже происходят. Так, 11 декабря 2020 г. состоялся очередной аукцион по продаже НАЭК “Энергоатом” электрической энергии по двусторонним договорам. Было 19 участников, заключено 14 сделок, в результате – минимизированы небалансы.

Уже на следующей неделе ожидается начало проведения аукционов по продаже электрической энергии, будет произведена в 2021 г. Важно, чтобы продажа электрической энергии происходил прозрачно на рыночных принципах и компания имела бы возможности присутствовать на всех сегментах рынка электрической энергии.

А если оставить как есть?

Сохранение тарифа для населения в 2021 г. на текущем уровне нанесет ущерб энергетическим компаниям – десятки миллиардов гривен потеряет только государственная энергогенерирующая компания НАЭК “Энергоатом”.

Это также приведет к существенному росту тарифа на передачу электроэнергии, негативно отразится на цене товаров и услуг и снизит конкурентоспособность украинской промышленности.

Кроме того, будет невозможно выполнить обязательства Украины перед инвесторами в возобновляемую энергетику в соответствии с законодательством и даже в рамках заключенного в этом году Меморандума о снижении “зеленого тарифа”.

Это негативно повлияет как на инвестиционный климат и имидж страны, так и на развитие всей энергетики в будущем.

Каков идеальный сценарий?

Пока неизвестно, какой сценарий будет выбран. Идеальным является постепенное приведение стоимости электроэнергии для бытовых потребителей до рыночного уровня.

Прогнозирую, что в начале 2021 г. состоится незначительное повышение тарифа. Его размер будет соответствовать финансовым возможностям домохозяйств.

Семьи, которые уже стали энергосберегающими и повысили энергоэффективность домов, почти не почувствуют повышения. Тех, чьи хозяйства по разным причинам не являются энергоэффективными, изменения коснутся в большей степени.

Однако негативное влияние на бюджет домохозяйств будет минимизировано благодаря росту средней заработной платы в следующем году и продолжению действия программы субсидий социально незащищенным слоям населения. (Ярослав Демченков, заместитель министра энергетики Украины по вопросам европейской интеграции, заместитель председателя Комитета устойчивой энергетики Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН/UNECE), Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий