Минувший год показал, как рискованно давать среднесрочные прогнозы. Тем не менее, Марк Трумэн, директор по доходам в компании EdgePetrol, назвал пять основных трендов наступившего года для розничного топливного рынка, пишет petrolplaza.
По мнению эксперта, даже неустойчивый прогноз поможет трейдерам приготовиться и к лучшему, и к худшему сценарию развития розничного топливного рынка.
Консолидация для ускорения бизнеса
Маловероятно, что в 2021 г. на розничном топливном рынке состоятся сделки масштаба 7 & Speedway. Тем не менее, в этом году инвесторы будут искать удобные активы для расширения своего портфеля и увеличения EBITDA. Это позволит им показать более высокую доходность, что упростит доступ к кредитно-финансовым ресурсам.
В условиях кризиса процентные ставки по всем направлениям, вероятно, останутся низкими, что сделает вложения в устойчивые рынки, такие как топливо, привлекательным предложением.
Более мелкие розничные торговцы также могут быть более заинтересованы в продаже своих активов. Им становится все труднее конкурировать с площадками, занимающими несколько акров земли, с фантастически удобными предложениями, и на них не будет недостатка в предложениях.
Розница увеличит маржу
В условиях депрессивного рынка получать прибыль за счет больших объемов проливов будет сложно, поэтому многие розничные торговцы попытаются удерживать маржу как можно более высокой. Это позволит сохранить уровень топливной прибыли, необходимый для продолжения бизнеса в обычном режиме.
Об этом будут думать и крупные розничные торговцы, особенно те, кто совершил крупные приобретения под давлением своих инвесторов.
Цены на нефть останутся в узком диапазоне
Если 2020 г. и научил чему-то рынок, так это тому, что цена на нефть определяется не только спросом. Она движется за счет предложения, и на этом построена стратегия ОПЕК. Хотя США больше не сильно зависят от ближневосточной нефти, Управление энергетической информации (EIA) ожидает, что сделка ОПЕК+ сохранится и в 2021 г. Поэтому цены на нефть марок Brent и WTI останутся в диапазоне от $40 до $50 за баррель с вероятным однозначным процентным ростом.
Это означает более стабильные цены на сырье в 2021 г. и низкую вероятность повторения мартовского ценового безумия 2020 г. Это хорошая новость для розничных продавцов, поскольку она предсказывает стабильную положительную прибыль.
Система ценообразования может измениться
По мере того, как меняется уровень заболеваемости коронавирусом, меняются правила рынка и привычки клиентов. Кроме того, объемы проливов стали непредсказуемыми. Это делает настройку автоматических стратегий ценообразования более сложной, чем когда-либо.
Для более крупных групп, использующих автоматизированные инструменты, такие стратегии нужно будет настраивать более часто или потребуется больше ручного вмешательства в работу автоматических систем ценообразования.
Эти инструменты по-прежнему будут играть огромную роль в установлении рыночных цен, но способ их использования может измениться, поскольку розничные торговцы будут реагировать на изменения цен не только на отдельных близлежащих заправках, но и на объектах, географически расположенных вне их контроля.
Опрос клиентов американских заправок показал: цена остается доминирующим фактором при выборе АЗС, но вес этого фактора демонстрирует тенденцию к снижению. Так, если в 2015 г. этот показатель сочли основным 72% респондентов, то в 2020 г. этого мнения придерживались только 58%.
Возрастет роль инновационных продуктов
Нет никаких оснований полагать, что инновации, увиденные на розничных рынках топлива в 2020 г. и ранее, станут менее значимыми в 2021 г. Во всяком случае, розничные продавцы будут и дальше искать альтернативы топливу для создания новых линий прибыли. Причем направления этих линий будут зависеть от того, как будет развиваться пандемия COVID-19.
Все, что может завлекать людей в [пристанционный] магазин и выходить из него быстрее при максимальном увеличении потребительских расходов, будет востребовано розничными продавцами. Поэтому в 2021 г. следует ожидать расширения инвестиций в такие технологии.
В равной степени потребители будут отдавать предпочтение бесконтактным и мобильным принципам оплаты. Беспилотные АЗС могут стать крупными победителями в 2021 г., и на рынке уже есть несколько хорошо позиционированных компаний, которые предугадали эту тенденцию еще до пандемии.
Резюме
В новом году ритейлеры надеются на бoльшую стабильность, а разработка вакцин, похоже, вселяет в них надежду на то, что этот глобальный кризис можно взять под контроль. Во многих отношениях розничной топливной торговле повезло, потому что она оказалась под меньшим давлением, чем другие отрасли (например, авиаперевозки и туризм).
Вирусный кризис также показал, насколько важно удобство клиентов для устойчивости отрасли.
Ну и последнее. Разве 2021 год не может быть более хаотичным, чем 2020-ный? К этому тоже нужно готовиться заранее.
Крупнейшей сделкой 2020 г. на рынке топливного ритейла стала покупка американской сети автозаправочных станций Speedway у Marathon Petroleum японским гигантом розничной торговли Seven & i Holdings (SVNDF), которому, в частности, принадлежат сеть магазинов 7-Eleven. Стоимость сделки – $21 млрд.
Для сравнения: отраслевой гигант Chevron Corp приобрел конкурирующую Noble Energy Inc. за $5 млрд. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)