Как депутат из ОПЗЖ Юлия Левочкина смогла легализовать в Антимонопольном комитете незаконный контроль над “Закарпатьеоблэнерго” без штрафа.

В начале июня 2021 АМКУ разрешил депутату из ОПЗЖ и по совместительству сестре Сергея Левочкина Юлии приобрести контроль через кипрскую компанию Ombri Electrical Energy Co. Limited над ПАО “Закарпатьеоблэнерго”.

При этом ведомство признало, что она уже приобрела этот контроль еще в далеком 2013 году и сделала это незаконно. Однако оштрафовал, ссылаясь на истечение установленного законом пятилетнего срока давности привлечения нарушителя к ответственности.

Как отмечает АМКУ, по информации участников транзакции, акции Ombri Electrical Energy Co. Limited в пользу Левочкиной были переоформлены 1 февраля 2013 г. через декларацию о доверительной собственности от гражданина Великобритании, владел ими через зарегистрированные на Сейшельских островах компании с номинальными акционерами гражданками Кипра и Греции.

Как же случилось, что Юлия Левочкина отмечает корпоративные права на акции “Закарпатьеоблэнерго” в своей декларации еще с 2015 г., а Комитет не привлек его к ответственности, пока она не пришла именно в АМКУ только в сентябре 2020?

Игра в бильярд или история приватизации государственного облэнерго

Конкурс по продаже 50% акций “Закарпатьеоблэнерго” состоялся 13 февраля 2012. Победителем определили ООО “Энергетическая Украина ТВ”. К этому крупнейшими акционерами были государственная НАК “Энергетическая компания Украины” (75%) и нидерландская компания VS Energy International NV (10,5%).

Согласно условиям конкурса, претендент на акции имел три последних года либо самостоятельно передавать и поставлять электроэнергию в объеме не менее 30% от объемов “Закарпатьеоблэнерго”, либо владеть энергоснабжающей компанией с такими же показателями.

Учитывая, что в то время основателем “Энергетическая Украина ТВ” был Игорь Тынный, который приобрел общество в апреле 2011 года, подконтрольные ему компании не могли обеспечить выполнение этого условия конкурса. Поэтому перед аукционом (28.12.2011), большую часть уставного капитала (55%) оформили на “ЭК “Житомироблэнерго” российской группы VS Energy International.

Когда бенефициаром “Закарпатьеоблэнерго” стала Левочкина, в чьих интересах, скорее всего, состоялся аукцион – неизвестно. Сам Тынный в интервью изданию “Экономическая правда” в 2019 г. не смог вспомнить, когда именно Левочкин оформили свой контроль над “Закарпатьеоблэнерго”. В частности, отметил, что поскольку в “Энергетической Украины ТВ” он был миноритарием, то переговоры Левочкиных по покупке этого объекта велись не с ним, а с группой VS Energy.

После аукциона в 2012 г. единственным учредителем “Энергетическая Украина ТВ” стала австрийская компания “ОМБР Электрикал Энерджи Холдинг Гмбх”, акционером которой является уже известная нам кипрская компания Ombri Electrical Energy Co. Limited.

Затем в ноября 2014 года остаток государственного пакета акций (25%) на аукционе приобрела ФК “Фаворит”. СМИ отмечают, что финансовая компания действовала в интересах группы Тынного-Левочкина. Тогда главная борьба развернулась между “Фаворитом” и инвестиционной компанией “Бизнес-Инвест” Игоря Коломойского и приватизация состоялась по цене в 4 раза выше первоначальной.

Более чем через три года после завершения первого аукциона по продаже 50% акций “Закарпатьеоблэнерго”, “Бизнес-Инвест” обжаловала его результаты и просила суд признать недействительным заключенный договор.

В суде компания утверждала, что условия конкурса были прописаны так, чтобы они не смогли принять в нем участие. Кроме того, “Бизнес-Инвест” отмечали, что договор заключен в 2012 году в результате обмана.

Якобы “Энергетическая Украина ТВ” не сообщил Фонд госимущества, целью приватизации является следующая опосредованная передача прав на 50% акций иностранной компании, которая к тому же не соответствует дополнительным конкурсным условиям.

Фактически “Энергетическая Украина ТВ” смогла принять участие в конкурсе только благодаря тому, что незадолго до аукциона ее основным соучредителем стало ПАО “ЭК” Житомироблэнерго “.

Однако суд не удовлетворил иск “Бизнес-Инвеста”, поскольку компания Коломойского не доказала, каким образом продажу акций “Закарпатьеоблэнерго” нарушил ее интересы. Ведь участия в аукционе компания не принимала, поставкой и передачей электроэнергии никогда не занималась. Доказательств, свидетельствующих о намерении приобрести акции, также не предоставила.

Изучая историю с приватизацией акций государственной энергоснабжающей компании, возвращаемся к старой теме оффшоров. АМКУ, несмотря на изменения в законодательство, продолжает верить, что реальными владельцами украинских активов являются граждане оффшорных юрисдикций или юрисдикций с льготным налогообложением, а Украина – продолжает не знать, кто же является собственником стратегических активов, от которых напрямую зависит наша национальная безопасность.

И хотя в законе прямо указано, что конкурентное ведомство отказать в рассмотрении заявления о предоставлении разрешения на концентрацию, если заявителями не представлено информацию о конечных бенефициарных собственников (контроллеров) участников сделки, на практике это работает избирательно.

В одних случаях АМКУ верит, что приобретатель контроля или продавец активов действительно бенефициаром, в других – считает его “номиналом”.

И если приобретение происходит через компании, зарегистрированные в налоговых гаванях, бенефициар, не желает раскрывать свое имя в сертификате и реестре акций, назначает номинального акционера.

Затем номинальный акционер подписывает декларацию доверительной собственности (Declaration of Trust) в пользу бенефициара, в соответствии с которой он отказывается от всех прав, связанных с акциями, включая право голоса на собрании акционеров или право продажи или передачи таких акций. И когда это произошло и произошло вообще АМКУ может никогда и не узнать.

Именно это произошло с акциями “Закарпатьеоблэнерго”, когда собственно Левочкина сама изъявила желание публично заявиться и легализовать свои активы. И АМКУ, при отсутствии желания докопаться до истины и без помощи от правоохранителей, так до конца и не знать, когда же контроль над стратегическим активом, от бесперебойной работы которого зависит электроснабжение всей области с населением более 1 миллиона, перешел в руки другого физического лица. И даже если новый контроллер “агент Кремля” – это ничего не меняет, все так же зависит только от желания и искренности намерений чиновников.

Возможно ли повторение подобной истории с другими активами, в том числе государственными?

Не только возможно, но и было и продолжается.

Недавно АМКУ разрешил кипрской компании “Пумори Ентерпрайзес Инвестментс ЛТД” приобрести более 50% ООО “Хотел Проперти”, которое владеет гостиничными комплексами “Славутич” и “Лыбидь” в Киеве.

Согласно решению АМКУ, покупателем является гражданка Франции Наталья Селиванова, которая также владеет гостиничными комплексами “Премьер Палац” в Киеве и “Юность” в Одессе. А бенефициар группы продавца – гражданка Кипра Харис Марангу.

В то же время, СМИ связывают кипрскую фирму уже с известной нам группой компаний “VS Energy”, которая владеет акциями ряда облэнерго в Украине. Группа входит в сферу влияния российского политика Александра Бабакова (находится под санкциями Украине с мая 2018 г., США, ЕС, голосовал за аннексию Крыма) и российских бизнесменов Евгения Гиннера и Михаила Воеводина.

Вполне вероятно, что через некоторое время Бабаков или кто-то другой также захочет легализовать эти активы в АМКУ и ему так же за это ничего не будет. Поэтому дело Левочкин живет и процветает.

Также интересна история с приватизацией в 2020 г. столичной гостиницы “Днепр” малоизвестным ООО “Смартленд”, совершившему покупку по более чем 1100000000. Кредитных грн.

ФГИУ заверили общественность, что все проверено и кредитные деньги “чистые”. АМКУ же дал разрешение на транзакцию в порядке упрощенного (сокращенного) рассмотрения.

Вместе с тем, СМИ называют одного из кредиторов “Смартленд” букмекерскую компанию “Parimatch”. В Украине зарегистрировано ООО “Париматч”, основным видом деятельности которого является организация азартных игр, а единственным участником является кипрская компания “Фирстпм Энтертейнмент ЛТД” с уставным капиталом 60 млн. грн.

Мировой опыт

Европейские конкурентные ведомства вряд ли позволят транзакцию компаниям с непрозрачной структурой собственности.

Более того, Европейский союз планирует создать новую систему по борьбе с отмыванием денег после нескольких банковских скандалов перед пандемией.

Комиссия заявила, что также будут приниматься новые правила для раскрытия реальных владельцев криптовалютных активов.

В ЕС есть несколько юрисдикций, которые служат точками входа незаконных денег в европейскую банковскую систему. К ним относятся Австрия, страны Балтии, Кипр, Люксембург и Мальта.

И пока старушка Европа усиливает борьбу с отмыванием денег и сокрытием доходов, в Украине продолжают мыслить “по-своему”. И вряд ли о каком-то движении в направлении прозрачности активов, укреплении национальной безопасности, демонополизации и деолигархизации может идти речь, пока основным инвестором в украинскую экономику остается Кипр. (Елена Поканевич, специалист по конкурентному праву и M&A платформы “Лига антитрастовые”, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий