Введение акциза уменьшит тариф для производителей “зеленой” энергии на 3,2%. Какие последствия это может иметь для государства и инвесторов?

1 июля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №5600, который уже успел наделать много шума.

Документ неофициально прозвали “ресурсным” и “антиолигархического” из положения, меняют методику расчета рентной платы за добычу железной руды.

Впрочем, этот законопроект содержит ряд других нововведений, которые в случае принятия закона существенно (и преимущественно отрицательно) повлияют на бизнес и вложенные в Украине иностранные инвестиции.

Одно из таких положений, привлекло к себе меньше внимания общественности, содержит норму о введении акциза на “зеленую” электроэнергию. Точнее, об отмене льготы, которая исключала именно зеленую электроэнергию из-под действия акциза, ведь для всей остальной электроэнергии акциз в Украине действует уже несколько лет.

Отраслевая сообщество отреагировало очень критично. Профильные ассоциации неоднократно обращались к правительству и парламенту, указывая на недопустимость введения таких изменений.

С аналогичной, вполне четкой и однозначной, заявлением выступили Секретариат Европейского Энергетического сообщества, Европейский Банк Реконструкции и Развития, а также Черноморский банк торговли и развития. Все эти институты трудно заподозрить в попытках навредить Украине.

Рядовой наблюдатель может удивиться такой реакции. Действительно, размер акциза сравнительно небольшим – 3,2%. И правительство может заметить, что вроде только предлагает поставить производителей “зеленой” электроэнергии в равные условия по сравнению с другими производителями, которые уже платят акциз.

Однако все совсем не так просто. И для возмущения инвесторов действительно есть много причин.

Во-первых, такой шаг является, по сути, очередным уменьшением “зеленого” тарифа. Акциз – это так называемый косвенный налог на потребление. Иными словами, он добавляется к цене товара и оплачивается потребителем, который этот товар покупает.

Однако это не работает, если же цена является фиксированной – как в случае зеленого тарифа. В таком случае введение акциза только означать уменьшение цены, которую получает производитель. И в таких условиях это не что иное, как очень плохо скрытое снижение тарифа.

Во-вторых, такой шаг прямо противоречит совсем недавним обещаниям, которые само государство давало инвесторам. Лишь год назад правительство заключило меморандум о взаимопонимании с рядом профильных ассоциаций, чтобы разрешить кризис в секторе возобновляемой энергетики.

Наряду со снижением “зеленого” тарифа и другими шагами, правительство взяло на себя обязательство обеспечить стабильность законодательства (в частности, и в части новых изменений тарифа или внедрения новых налогов).

В дальнейшем эту гарантию парламент закрепил также в соответствующем законе. Как оказалось, лишь для того, чтобы меньше чем за год правительство и парламент ее дерзко нарушили.

И это притом, что до сих пор не были приняты все меры, предусмотренные Меморандумом, для полного расчета “ГарПок” с инвесторами за произведенную “зеленую” электроэнергию (на сегодня определены источники финансирования покрывают только 80% ее стоимости).

Очень существенно отстают от графика и выплаты накопленных 2020 г. многомиллиардных долгов (с более 22 млрд. грн. долга на начало июля 2021 выплачено лишь чуть более 26% вместо предусмотренных графиком 70%).

Какие последствия это может иметь для государства?

Прежде всего это потеря доверия инвесторов. Последовательность и предсказуемость – ключевые факторы, которые учитываются при долгосрочном инвестировании. Электроэнергетическая отрасль Украины нуждается в очень существенных инвестиций в ближайшие годы.

Но вряд ли какие-то вменяемые институциональные инвесторы будут рассматривать для инвестиций страну, в которой государство регулярно и демонстративно обманывает иностранных инвесторов.

Менее драматичным, но более ощутимым следствием в краткосрочной перспективе могут стать иски против государства Украина в международный арбитраж на основании международных договоров о защите инвестиций.

И хотя международное право не может запретить государствам внедрять налоги или осуществлять регулирование своего энергетического сектора, впрочем, оно запрещает им вести себя нечестно и несправедливо.

И это не просто декларация, а вполне действенная норма. Невыполнение обещаний и взятых на себя обязательств перед инвесторами вполне могут рассматриваться как нарушение инвестиционных гарантий, предусмотренных международным правом.

Иными словами, если государство прямо пообещала инвестору определенный тариф и заверила, что он в течение какого-то времени останется неизменным, но потом пренебрегла это обещание и снизила его, такие действия государства вполне могут быть признаны незаконными.

Тогда инвестор будет вправе требовать компенсации своих убытков в международном арбитраже.

При этом предметом таких исков могут стать не только убытки, инвесторы испытывают из-за введения акциза (если он все же будет принят, на что правительство, очевидно, решительно настроен).

Это уже не первое ретроспективное уменьшение (де-факто) “зеленого” тарифа, поэтому инвесторы могут требовать компенсации своих потерь и в связи с предыдущим 15% снижением. В прошлом году это снижение также происходило вопреки предыдущим гарантиям государства относительно неизменности тарифа.

И хотя в каждом конкретном случае определения нанесенного ущерба необходимо проводить индивидуально, по очень грубой оценке в течение следующих 10 лет (срок действия “зеленого” тарифа), потери одного инвестора, который обладает солнечными электростанциями совокупной мощностью 100 МВт, в результате введенных Украиной мероприятий, вероятно, составят не менее 25 млн. евро.

Всего же в Украине пока установлено солнечных электростанций совокупной мощностью более 5600 МВт и ветровых электростанций совокупной мощностью более 1400 МВт.

И хотя режим поддержания и его изменения в каждой стране, безусловно, имеют свою особенности, опыт других стран, в частности Испании, является показательным. По убыванию “зеленого” тарифа в Испании пошла настоящая лавина инвестиционных исков.

На сегодня против государства уже вынесено не менее полутора десятка решений, по которым Испания должна выплатить инвесторам совокупно около $1,3 млрд.

Интересным прецедентом является коллективный иск около десятка не связанных между собой инвесторов в солнечную энергетику, которым международный трибунал приговорил совокупно более $100 000 000. Еще несколько десятков арбитражей находятся на стадии рассмотрения или являются конфиденциальными.

В украинском контексте пока известно только об одном инвестиционный иск со стороны инвестора (на сумму около 11500000 евро) в связи с прошлогодними событиями. Однако очередной раунд нарушенных обещаний государства вполне может стать последней каплей.

Ситуация на украинском рынке электроэнергии пока действительно сложная и требует в том числе и привлечение инвестиций для строительства энергохранилищ и маневровых мощностей.

Однако обман инвесторов отнюдь не будет способствовать привлечению новых инвестиций. Простые решения, основанные на нарушении государством собственных гарантий и обязательств, не могут принести благо в долгосрочной перспективе. (Сергей Уваров, партнер юридической фирмы Integrites, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий