Цены на бензин и дизельное топливо постоянно росли с начала лета, а автогаз, стоимость которого долгое время оставалась стабильной, резко подорожал в июле. Однако, в последние дни на рынке нефтепродуктов Украины наблюдается определенная стабилизация. “Апостроф” выяснял, с чем было связано недавнее подорожание, и что будет с ценами дальше.
Кабмин приказал бензину дешеветь
Кабинет министров обнародовал очередные значения средних цен на бензин и дизельное топливо, на основе которых определяются предельные цены на АЗС. Впервые с тех пор, как правительство ввело регулирование цен, они были снижены. Согласно сообщению Министерства экономики, по состоянию на 22 июля средняя стоимость дизельного топлива составила 22,25 гривны за литр, а бензина GASOLINE 10 ppm (что соответствует нашему А-95) – 26,64 гривны за литр.
Напомним, что Кабинет министров ввел государственное регулирование цен на автомобильное топливо 14 мая для того, чтобы сдержать рост его стоимости в период карантина. Согласно этому решению, правительство регулярно определяет средние цены на дизель и бензин, исходя из котировок этих нефтепродуктов на европейских торговых площадках. А розничные цены не АЗС не могут превышать средние более чем на 7 грн. для дизеля и на 5 грн. для бензина.
Сразу после введения регулирования – 14 мая – были установлены первые значения средних цен: дизельное топливо – 20,89, бензин – 25,22 гривны за литр. Это означало, что розничные цены должны находиться в пределах 27,89 гривны для дизеля и 30,22 гривны – для бензина.
В дальнейшем правительство примерно раз в десять дней обновляло свои индикаторы. И до последнего времени они неуклонно росли, достигнув на 13 июля значений 22,60 гривны для дизеля и 26,87 гривны для бензина. Согласно максимальные розничные цены поднялись до 29,60 гривны для дизеля и 31,87 гривны для бензина.
Но на прошлой неделе направление движения цен изменилось, и дизель, в соответствии с правительственными индикаторами, должен подешеветь на 35 копеек за литр, бензин – на 23 копейки. Поэтому в настоящее время на заправках стоимость бензина А-95 в розницу не должна превышать 31,64 гривны, а дизеля – 29,25 гривны за литр.
Такие изменения, по мнению экспертов, на данный момент вполне естественны.
“На мировом рынке в последнее время немного просела цена нефти, – говорит эксперт нефтерынка Александр Сиренко. – Соответственно, котировки на бензин тоже пошли вниз, и это сказалось и на цифрах средней стоимости горючего, которые устанавливает Кабинет министров”.
Еще одним фактором снижения цен, по словам эксперта, стало укрепление гривны. Снижение курса доллара приводит к удешевлению импортных товаров, и, поскольку Украина добывает незначительное количество нефти и подавляющее большинство горючего завозит из-за границы, то укрепление национальной валюты заметно отражается на этом рынке.
По мнению директора консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, нынешние колебания стоимости нефтепродуктов являются вполне нормальным явлением, и в течение ближайших недель, скорее всего, резких изменений на рынке не будет, и цена горючего будет колебаться в пределах 50 копеек в обоих направлениях.
При этом средние цены на топливо по Украине на сегодня даже чуть ниже индикативных. Так, по состоянию на 28 июля, средняя розничная цена бензина А-95 составляла 30,21 гривны за литр, а дизельного топлива – 28,4 гривны за литр.
Однако, сети, в которых цены традиционно выше, чем средние, – ОККО, WOG, Shell – тоже их снизили. Что интересно, на АЗС этих компаний цены составляют как раз столько, сколько определило Минэкономики – 31,64 гривны/литр для бензина А-95 и 29,25 гривны/литр для дизеля.
Следует также напомнить, что бензины премиальных марок, которые предлагают некоторые сети АЗС, под правительственное регулирование не подпадают. Соответственно, цены на них могут быть выше установленных правительством. Поэтому, хотя стоимость ординарных марок действительно несколько снизилась, цена премиальных бензинов остались практически без изменений.
Таким образом, в ближайшие недели цены на бензин и дизтопливо в Украине, скорее всего, останутся на нынешнем уровне с небольшими колебания вниз-вверх в пределах одной гривны.
Впрочем, надо понимать, что если нефть вновь начнет дорожать, а гривна – падать, то цены на топливо тоже постепенно пойдут вверх.
Газ подорожал – что дальше?
Цены на сжиженный газ, используемый для заправки автомобилей, в отличие от бензина и дизеля государственному регулированию не подлежат. И в течение последних недель данный вид топлива резко возрастает в цене. Если в начале июля средняя розничная цена составляла около 15,33 гривны за литр, то 28 июля она достигла 16,79 гривны.
“Особенность украинского рынка сжиженного газа заключается в том, что в сети нет существенной инфраструктуры для хранения этого топлива, – объясняет Сергей Куюн. – Практически все операторы работают “с колес”. И любые задержки с поставкой сразу же влияют на цены”.
А такая задержка как раз недавно была.
По словам эксперта, непосредственным толчком для возникновения нынешнего всплеска цен стал временный сбой поставок из России. Украинский рынок сжиженного газа является зависимым от импорта. Около 70% сжиженного газа Украина покупает за рубежом, и около половины импорта приходится на Россию. Поэтому, когда операторы столкнулись с задержками в поставках, это вызвало быструю реакцию рынка.
“После задержки ввоза из России возник значительный ажиотаж, который вынудил поставщиков поднять цены, – рассказывает Александр Сиренко. – В опте стоимость тонны сжиженного газа подскочила с 26 тысяч до 28,2 тысячи грн. Из-за резкого подорожания газа, возникли значительные диспропорции на рынке. Оптовая цена оказалась выше, чем розничная цена в некоторых сетях АЗС”.
Впрочем, сейчас поставки автогаза из России возобновились, а потому цены должны постепенно стабилизироваться и вернуться к более низким значениям.
Поэтому, можно констатировать, что в ближайшее время цены на горючее – бензин, дизель, газ – после недавнего значительного роста наконец-то стабилизируются, а возможно, даже снизятся. Конечно же, если не изменится мировая конъюнктура. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)