Модернизация – это не только замена оборудования на более эффективное, но и значительная перестройка бизнес-процессов и их автоматизация.
Диджитализация “Оператора ГТС Украины” будет способствовать достижению основных стратегических целей: оптимизации расходов, эффективному использованию активов компании, усилению безопасности эксплуатации ГТС и обеспечению клиентов качественными услугами по транспортировке газа.
Надежность
Главная функция ГТС – обеспечить бесперебойный транзит и транспортировку газа всем участникам рынка и конечным потребителям.
В условиях длительной эксплуатации происходит физическое “старения” газопроводов и компрессорных станций. Обеспечение надежности системы, соблюдение требований промышленной и экологической безопасности производственных объектов ГТС определяют необходимость планирования и проведения диагностик и ремонта.
Все это приводит к росту эксплуатационных расходов, сказывается на себестоимости транспортировки газа, а также вызывает временное снижение общей производительности ГТС.
Именно поэтому необходимо максимально использовать новую стратегию, которая предусматривает планирование технического диагностирования, обслуживания и ремонта (ТОиР) с учетом оптимизации рисков и приоритетов объектов в условиях лимитов расходов и соответствующих требований.
И именно поэтому в 2020 г. “Оператор ГТС Украины” начал внедрение Системы управления техническим состоянием и целостностью (СУТСЦ).
В основе этой системы математические модели расчетного прогнозирования показателей технического состояния, надежности и техногенного риска, позволяет формировать долгосрочные программы мероприятий по диагностике и ремонту газопроводов, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование ГТС.
За счет повышения точности прогноза технического состояния и рисков эксплуатации объектов ГТС СУТСЦ позволит повысить эффективность принятия технических и управленческих решений.
В частности целевого распределения финансирования на поддержание необходимого технического состояния, выявления наиболее “уязвимых” участков по уровню ожидаемого прямого ущерба от аварии и критического снижения пропускной способности ГТС.
Клиентоориентированность
IPlatform – это сердце оператора ГТС.
С помощью этой системы заказчики услуг транспортировки общаются с Оператором: подают заявки на транспортировку газа, присылают торговые оповещения и др. Лишь 2020 г. более 250 трейдеров подали более 162 тыс. номинаций и торговых уведомлений в объеме 59 млрд. куб м.
Эта система осуществляет все вычисления за услуги транспортировки газа, а также проводит расчеты небалансов заказчиков в соответствии с правилами Кодекса ГТС.
Через иPlatform происходят все номинации по импорту и экспорту газа, которые в автоматическом режиме через протокол AS / 4 согласуются со смежными операторами ГТС. Система использует двухэтапную аутентификацию и электронной цифровой подписи, что гарантирует безопасность для клиентов.
ИPlatform стабильно совершенствуется в соответствии с правилами работы на рынке газа Украины.
Недавно мы выполнили интеграцию системы с системами биржевых торгов “Украинской энергетической биржи”. А сегодня работаем над разработкой API-интерфейсов для интеграции с трейдинговыми системами клиентов. Планируем завершить основную фазу внедрения до конца года.
Экономия и оперативность
SCADA – это глаза, уши и руки компании.
Подобная система позволяет не только собрать всю необходимую оперативную диспетчерскую информацию о состоянии ГТС (телеметрия), но и удаленно управлять элементами ГТС (телемеханика).
Также эта система позволяет автоматизировать процесс планирования и оптимизации режима работы ГТС с целью минимизации затрат на транспортировку газа.
В ближайших планах “Оператора ГТС Украины” внедрение SCADA системы, покрывать всю инфраструктуру ГТС.
Ожидается, что десятки различных диспетчерских систем “мигрируют” в единую систему, что позволит повысить управляемость ГТС и снизить эксплуатационные риски.
По опыту наших европейских коллег, это длительный процесс, но первые результаты ожидаем в следующем году.
Эффективность
В 2022 г. “Оператор ГТС Украины” планирует переход на новую версию ERP-системы SAP S/4HANA .
В операторе эта система охватывает все важные процессы: HR, финансы, закупки, производство, управление материальными потоками, реализацию услуг, производственное планирование и техническое обслуживание оборудования.
Единственная ERP-система позволяет создать в компании единую информационную среду, что существенно облегчает процессы и оптимизирует работу подразделений, руководства и сотрудников. Внедрение новой версии позволит эффективнее распределять производственные ресурсы, улучшить учет и принимать более обоснованные управленческие решения.
Кроме того, с целью упрощения и повышения эффективности работы наших сотрудников, которые находятся на удаленных объектах ГТС, планируется внедрение системы “Мобильность для ТОPO (ТОиР)”, отвечающий за комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности производственного оборудования ГТС, его технического обслуживания, своевременного ремонта и замены, организацию работы мобильных сотрудников и бригад, контроль производительности их работы.
Система позволяет организации единой технической базы всего оборудования, управление закупками материалов и запчастей, поддержку аварийных запасов.
Согласно исследованиям аналитических компаний, таких как Forrester и Verdantix, организации, которые инвестируют в программные комплексы и автоматизацию бизнес-процессов, направленных на обслуживание их активов, демонстрируют лучшую результативность.
Преимущества включают увеличение технической готовности оборудования на 5 – 20%, уменьшение затрат на техническое обслуживание от 10 до 40%, снижение времени отклика на обслуживание до 25%, увеличение общей эффективности оборудования от 20 до 30%.
Также до конца года в рамках полного отказа от бумажных носителей планируем внедрение системы электронного документооборота с клиентами и поставщиками.
Для внутренней корреспонденции Оператор отказался от бумажного документооборота почти в начале своей работы. Это позволило значительно упростить бизнес-процессы и сократить время на согласование документов.
Безопасность
В процессе диджитализации Оператор ГТС не забывает и о кибербезопасности.
Как показал недавний печальный опыт США, кроме технологических рисков операторы газотранспортных систем должны учитывать риски хакерских атак.
Мы серьезно относимся к этому вопросу, и поэтому, при поддержке USAID, выполняется проект модернизации системы защиты от киберугроз. По его результатам Оператор планирует получить сертификацию ISO 27001.
Наше будущее мы видим в Industry 4.0, где главную роль будут играть алгоритмы искусственного интеллекта (AI), технологии интернета вещей (IoT) и прогнозной аналитики (Predictive Maintenance).
В сети с датчиков, электроники, роутеров и контроллеров происходить скоординированный обмен данными, их сбор и последующий анализ по алгоритмам искусственного интеллекта (AI).
Затем эти данные трансформируются в прогнозы относительно состояния инфраструктуры ГТС, которые позволят предотвратить поломки, аварии. Согласно сэкономить время, ресурсы и средства компании. (Сергей Макогон, генеральный директор ООО “Оператор ГТС Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)