В Украине экологические рычаги поддержки ВИЭ не работают. Есть ли экономические и политические преимущества развития возобновляемой энергетики?
Rhumenty для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), можно разделить на экологические, экономические и политические. Об экологических уже многое написано.
В большинстве государств мира именно экологические были и остаются основными драйверами для развития ВИЭ.
Однако, как оказалось, в Украине их мало для поддержки развития этого сектора. Пока что в сознании многих доминирует принцип “пусть грязнее, чтобы дешевле”.
Экономические преимущества развития ВИЭ
Прогнозы о том, что масштабное развитие ВИЭ является путем достижения самой дешевой цены электроэнергии для конечного потребителя, регулярно публикуются, по крайней мере, несколько лет.
Швейцарская компания Lazard регулярно производит сравнение стоимости электроэнергии от разных видов генерации и демонстрирует, что стоимость электроэнергии с ВИЭ постоянно уменьшается, а от традиционной генерации – растет.
Для солнечных и ветровых электростанций промышленного масштаба она уже значительно дешевле электроэнергии от традиционной генерации. Причем с каждым годом эта разница в пользу ВИЭ только растет.
По расчетам финской компании Wartsila, сценарий, обеспечивающий дешевую электроэнергию в Украине, предусматривает долю электроэнергии по ВИЭ – 83% к 2050 г. Остальные 17% будет генерировать маневренная газовая генерация.
Однако в Украине последние два года звучат совсем другие аргументы: “ВИЭ дорогие”, “Зачем нам дорогая энергия, если есть дешевая” и т. д. Из ВИЭ попытались сделать главного виновника проблем нового энергетического рынка.
Под лозунгами необходимости удешевления цен на электроэнергию в Украине последние два года успешно велась “гибридная война” против ВИЭ. В “тяге ВИЭ”, динамично набиравшего обороты до 2019 года, новые машинисты нажали на тормоза вплоть до искр из-под колес.
Через два года пора задать вопрос, а было ли это правильным решением и стали ли от этого дешевле электроэнергия или тепло? Уверены, что не стали и что это было ошибочным решением.
Во время борьбы с ВИЭ в Украине мир вошел в глубокий энергетический кризис. Цены на природный газ поднялись в 15-20 раз и уже несколько раз пересекали предел в $2000 за 1000 куб. м. Все чаще раздаются прогнозы о достижении планки в $3000 за 1000 куб. м уже этой зимой.
Цены на уголь за это же время увеличились более чем в 3 раза и достигали $220 т в октябре и около $150 т. в декабре 2021 г.
Рекордно высокие цены на газ и уголь уже привели к рекордным ценам на электроэнергию и тепло. Официальный ответ ЕС на эту ситуацию последовательный и, по нашему мнению, единственно верный – быстрее развивать ВИЭ.
В реалиях новых цен на традиционные энергоносители энергия из ВИЭ стала еще более конкурентной. Стоимость электроэнергии из газа и угля выросла пропорционально стоимости этих энергоносителей, а стоимость электроэнергии из солнца, ветра и гидроресурсов осталась на том же докризисном уровне.
Видим развитие солнечного и ветрового поколения базовым для вытеснения угля из сектора электроэнергетики. Биоэнергетика будет играть ключевую роль в замещении природного газа в теплоснабжении и декарбонизации транспорта. Биометан является одной из перспективных опций для декарбонизации газовых маневренных мощностей, а также транспорта.
Политические преимущества развития ВИЭ
За эти два года мы стали свидетелями беспрецедентного политического давления на Украину и страны ЕС со стороны нашего северного соседа. Вопросы поставки природного газа поставлены в прямую зависимость от желаемых ему политических решений.
Острее всего на сегодняшний день стоит вопрос стоимости природного газа. Украина в среднем импортирует 10 млрд. куб. м природного газа/год. Даже при стоимости $1000 за 1000 куб. м для этого нужно потратить $10 млрд. в год.
Дополнительно Украина импортирует около 19 млн. т энергетического угля, на что при цене $150 за тонну необходимо расходовать $2,8 млрд. в год. Заместив этот газ и уголь возобновляемыми источниками, Украина будет экономить около $13 млрд.
Эта экономия будет возвращать большую часть денег, необходимых для инвестирования в развитие ВИЭ в Украине. Причем эти деньги будут работать на экономику страны, а не отправляться в другие страны, в первую очередь, в страну-агрессор.
Один из сценариев, вероятность которого, к сожалению, растет, это обращение украинского руководства к северному соседу за помощью с поставкой энергоносителей уже в январе/феврале 2022 г. с выполнением при этом его политических прихотей.
Считаем развитие ВИЭ и повышение энергоэффективности украинской экономики основой энергетической независимости, являющейся основой политической независимости государства.
Необходимые шаги для исправления ситуации
– Политически признать развитие ВИЭ в Украине основой для будущего развития и декарбонизации энергетики и экономики.
– Разработать комплексную программу зеленого перехода Украины, аналогичную Европейскому “зеленому соглашению” Green Deal.
– Принять новую энергетическую стратегию Украины до 2050 г. с амбициозной целью для развития ВИЭ (минимум 70% ВИЭ в общем снабжении первичной энергии).
В производстве электроэнергии:
– Начать и регулярно проводить конкурсы на строительство маневровой генерирующей мощности, накопителей энергии и внедрять мероприятия по управлению спросом;
– Начать и регулярно проводить аукционы по распределению квоты поддержки для проектов по производству электроэнергии по ВИЭ;
– Принять закон о введении энергетического налога на энергоносители с ископаемых топлив, который будет тратиться исключительно на проекты по декарбонизации;
– Принять закон о стимулировании производства электрической энергии из ВИЭ на рыночных началах (контракты на разницу);
– Принять закон о стимулировании производства электрической энергии из ВИЭ без государственной поддержки (корпоративные PPA);
– Принять закон об усовершенствовании условий поддержки малой рассредоточенной генерации потребителей (Net Energy Metering);
– Принять закон о накопителях энергии (energy storages).
В производстве тепловой энергии:
– внедрить систему электронной торговли твердым биотопливом;
– Обеспечить недискриминационный доступ независимых производителей к тепловым сетям ЦТ. Ввести конкурентный рынок тепловой энергии в ЦТ;
– Освободить от уплаты налога за выбросы СО2 установки, сжигающие жесткое биотопливо и биогаз;
– Создать реестр биометана, что будет предоставлять гарантии происхождения на производимый биометан.
В сфере транспорта:
– Принять закон об использовании возобновляемых видов топлива и энергии на транспорте (электромобили, биоэтанол и биодизель первого и второго поколений, биометан, зеленый водород);
– Стимулировать развитие инфраструктуры заправочных станций для автотранспорта на ВИЭ.
Считаем, что пора признать ошибки и изменить общественное отношение к ВИЭ в Украине, поскольку их развитие гарантирует одновременно экологические, экономические и политические преимущества для государства.
Традиционные источники энергии дороги и экологически опасны – пора переходить на ВИЭ и повышать энергоэффективность. (Александр Домбровский, председатель правления общественного союза Global 100 RE Ukraine, народный депутат седьмого и восьмого созывов; соавтор Гелетуха Георгий, д.т.н., председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины, член правления общественного союза “Global 100 RE Ukraine”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)