На восьмом году войны с Россией Украина все еще зависит от страны-агрессора в энергетическом секторе. Какие секторы наиболее уязвимы?
Возможное начало масштабной военной агрессии со стороны России стало ключевой темой обсуждений в обществе.
По мнению специалистов, сценарий эскалации в ближайшее время маловероятен, но проблема не только в этом. Украина во многих секторах энергетики остается слишком зависимой от поставок из страны-агрессора.
Россияне хорошо знают слабые места Украины и пытаются избивать туда, где есть прямая зависимость. Примеров достаточно: от блокировки поставок угля и нефтепродуктов до существенного уменьшения транзита газа через ГТС.
Как метко выразился один из представителей власти, пока россияне действуют против Украины “тысячами мелких порезов”. Каждый из них незначителен, но если они решат ударить по всем направлениям, последствия могут быть катастрофическими.
Почему на восьмом году войны Украина зависит от российских энергоресурсов и как враг может этим воспользоваться?
Газ: нужны импорт и теплая погода
Официально Украина не импортирует газ с 26 ноября 2015 года. Она покупает топливо только на западной границе, однако это не свидетельствует о полной независимости от поставок из РФ.
Впрочем, сначала о том, что происходит в подземных хранилищах газа. По данным “Укртрансгаза”, с начала отопительного сезона запасы топлива в подземных хранилищах газа (ПХГ) упали почти на 40% до 11,6 млрд. куб.
Иностранные компании, держащие топливо в украинских хранилищах, сократили запасы более чем в восемь раз: с 2,45 млрд. куб. м до 300 млн. куб.
Важно то, что далеко не весь объем газа в хранилищах можно использовать для нужд населения, ТКЭ и промышленности.
Около 4,7 млрд. куб. м – это “буферный газ”, техническая подушка, которая должна оставаться в системе для обеспечения закачки и отбора топлива.
Таким образом, активного газа в хранилищах осталось около 7 млрд. куб. м. Это с учетом 1,4 млрд. куб. м технического газа “Оператора ГТС”, необходимого для транзита.
Хватит ли этого до конца отопительного сезона? Власти уверяют, что запасов достаточно и всячески демонстрирует уверенность в удачном прохождении отопительного сезона. Впрочем, некоторые участники рынка осторожнее в прогнозах.
“Нынешних запасов теоретически должно хватить до конца отопительного сезона, но при условии “дополнительного импорта в разумном объеме”, и если температура не будет ниже, чем сейчас”, – говорит менеджер одной из государственных компаний.
По мнению президента Центра глобалистики “Стратегия ХХI” Михаила Гончара, этот отопительный сезон Украина сможет пройти с остатками газа в подземных хранилищах. Проблемой может стать следующий отопительный сезон.
Для его прохождения в хранилищах нужно иметь около 19 млрд. куб. м газа. То есть с учетом “буферного” топлива Украине придется купить и запастись газом собственной добычи в объеме около 12 млрд. куб.
С октября 2021 г. “Нафтогаз” не импортирует топливо из-за высоких цен. Возобновления закупок ожидали в начале 2022 года, но в январе государственная компания не приобрела ни одного кубометра топлива.
На февраль забронированы мощности для импорта в Украину 195 млн. куб. м газа из Венгрии и Словакии. Вероятно, поставки начнутся с начала месяца.
Сколько средств понадобится на закачку газа? Все зависит от цен. “Будут стоять вопросы, где взять газ и где взять деньги”, – отметил Гончар.
Решится ли Россия на полную остановку транзита? Гончар считает, что в случае внедрения энергетической блокады Украины со стороны России такое развитие событий возможно.
“Россия к тому и ведет. Если взглянуть на динамику транзита за последние полгода, то сейчас – самые маленькие за всю историю объемы. Россия ограничивает поставки газа в ЕС. Даже Международное энергетическое агентство четко указало на действия “Газпрома” как виновника ситуации на газовом рынке Европы”, – сказал он.
О вероятности остановки транзита говорит и руководитель одной из украинских газовых компаний: “Ничто не помешает им заявить, что у них произошла какая-то авария и закрыть вентиль”.
Остановить транзит по Украине без запуска “Северного потока-2” и вывода на полную мощность второй нити “Турецкого потока” Россия не сможет из-за обязательств по поставке газа на европейский рынок.
В случае остановки транзита украинскую ГТС придется использовать в реверсном режиме, снабжая топливом из ЕС, как это было в 2009 году, обходиться газом собственной добычи и поднимать остатки из хранилищ.
По словам собеседника ЭП в “Нафтогазе”, Украина готова к такому сценарию.
Электроэнергия: проблемы синхронизации
Украина не импортирует электроэнергию из России, хотя такое ограничение было снято накануне отопительного сезона. Причина – политический отказ со стороны страны-агрессора, несмотря на официальные заявления Минэнерго РФ о готовности осуществлять поставки.
Импорт электроэнергии в отопительный сезон становится традиционным для украинской энергосистемы. Он производится в небольших объемах по сравнению с общим потреблением.
К примеру, за 2021 г. Украина импортировала 1,7 млрд. кВт-ч электроэнергии или 1,1% от общего потребления. Самый большой объем импортировался в феврале и декабре.
Сейчас основной поставщик электроэнергии – Беларусь, откуда в 2021 году было поставлено почти 70% всего импортируемого объема. На втором месте – Словакия, на третьем – Россия с 10%.
Несмотря на отсутствие коммерческого импорта, между странами осуществляются технические перетекания, без которых работа энергосистем в нормальном режиме невозможна.
Ключевой риск связан с планами Украины отключиться от энергосистем Беларуси и России и синхронизироваться с европейской сетью ENTSO-E.
Переход предусматривает временную работу украинской системы в изолированном режиме в течение нескольких дней в феврале 2022 года.
Есть риск, что после самостоятельной работы энергосистемы и при эскалации подключиться к России и Беларуси не удастся. Особенно учитывая, что управление энергосистемой Беларуси осуществляется из Москвы.
“Возникнет дефицит мощности в объеме 900 МВт-ч, это большой объем”, – говорит глава энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус.
В таком случае пиковые часы потребления Украине нужно будет покрывать путем сжигания угля, с запасами которого есть проблемы, и дорогостоящего газа.
Работа украинской энергосистемы в изолированном режиме запланирована на конец февраля, поэтому при худшем сценарии Украине нужно будет работать самостоятельно только в марте.
Кроме того, россияне обязались присоединить украинскую энергосистему к себе после испытаний.
“У “Укрэнерго” на руках есть документ, подписанный и российской стороной, в котором согласовано как отсоединение украинской энергосистемы, так и ее присоединение”, – отметил Герус.
Чего стоит договор, подписанный с РФ, всем известно, потому риски остаются.
Уголь: уж лучше, но не настолько
Из-за критически низких запасов угля накануне отопительного сезона эту зиму называли одной из наиболее сложных за всю историю Украины.
В настоящее время благодаря морскому импорту ситуация немного улучшилась, но все равно далека от идеала.
В конце января на складах украинских ТЭС было около 700 тыс. тонн угля, что на 30% меньше гарантированных запасов. Однако в последние недели запасы на складах увеличиваются.
По угольной сфере россияне избивали больше всего. Ярким примером является поставка энергетического угля, прекращенная Россией с ноября 2021 года, когда стало известно о низких запасах на складах украинских ТЭС.
Кроме того, Россия заблокировала транзит топлива из Казахстана. Параллельно РФ отказалась поставлять электроэнергию, хотя Украина с 1 ноября 2021 сняла запрет на ее импорт.
“Там, где Россия не может больно ударить, поставки не прекращаются. Ввоз коксующегося угля для украинской металлургии продолжается, как и поставки дизтоплива, которое Украина может завезти морем”, – отмечает Герус.
Наиболее слабое место Украины в контексте угля – Луганская ТЭС ДТЭК, которую можно обеспечить сырьем только по железной дороге со стороны Ростовской области.
Россия уже блокировала поставки в этом направлении, заставив украинские власти переводить станцию на сжигание газа, что в разы увеличило затраты на производство электроэнергии.
В начале января поставки были разблокированы, в Луганскую ТЭС поступила первая партия вагонов с углем.
“На январь заключен контракт, поставщик подтвердил поставку 50 тысяч тонн угля. Информации по поставкам угля в феврале нет.
На складе Луганской ТЭС есть 29,6 тысяч тонн угля. В случае полной блокировки поставок в течение длительного времени под угрозой окажутся энергообеспечение региона и теплообеспечение города Счастья”, – ответили в ДТЭК.
Понимает ли эти риски Россия? Прекрасно понимает. Возможна ли повторная остановка поставок? Возможна.
Нефтепродукты: зависимость есть, резерва нет
Механизмов влияния России на украинский рынок нефтепродуктов в случае военного вторжения предостаточно. В довоенном 2013 году доля российского дизельного горючего в структуре украинского рынка составила 30%.
В 2014 году она снизилась до 20%, а потом начала расти. Впрочем, в 2021 году ситуация изменилась. Если в 2020 году доля российского дизельного горючего составляла 42%, то в 2021 году она снизилась до 30%.
Произошло это не из-за государственной политики сокращения поставок из страны-агрессора, а из-за остановки продуктопровода “Прикарпатзападтранс”. Это история о конфискации так называемой трубы Медведчука.
“Сокращение поставок дизтоплива из России в 2021 году было не целенаправленной государственной политикой, а побочным эффектом политической борьбы”, – сказал директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн.
Зависимости Украины от РФ по отношению к бензину нет, весь спрос обеспечивается внутренними ресурсами и импортом. Долю дизтоплива можно заменить товаром из других стран и наращиванием собственного производства. Если бы не одно “но”.
Крупнейшим поставщиком дизельного горючего на украинский рынок является Беларусь, на которую приходится 42%. Причем почти все горючее соседняя страна производит из российской нефти.
“Сможет ли Россия повлиять на Беларусь в вопросе поставки горючего? Учитывая градус интеграции Беларуси и России, у Москвы есть серьезные рычаги влияния. Если будут прекращены поставки горючего еще и из Беларуси, то, как говорил Лукашенко, они поставят нас на колени. Двух стран на нашем рынке дизтоплива – почти 70%”, – отметил Куюн.
Если эскалации не будет, то Россия и Беларусь вряд ли устроят Украине блокаду, это приносит им большие доходы.
“Украина платит за горючее больше других, хотя из-за близости наших стран транспортные расходы наименьшие. Мы платим им очень солидную премию. Как рынок сбыта мы для них очень выгодны”, – объясняет Куюн.
Если военное вторжение произойдет, то поставки дизельного горючего с высокой вероятностью остановят.
На Украине давно обсуждалась идея создания минимального запаса нефти и нефтепродуктов. Особенно актуален этот вопрос после того, как в 2015-2016 годах Россия накладывала эмбарго на поставку нефтепродуктов в Украину.
В 2021 году Минэнерго подготовило законопроект о создании минимального запаса горючего, который должен был бы равняться трехмесячному объему импорта ресурса в Украину. Заработать механизм должен с 2023 года. Однако ни правительство, ни Верховная Рада даже не рассматривали этот документ.
Ядерное топливо: запасов хватит на год-полтора
Ядерная генерация в этом отопительном сезоне несет наибольшую нагрузку. В ближайшее время в работу должен быть включен 15 блок АЭС, и атомные станции будут работать на рекордных максимумах.
Ситуация с ядерным топливом для украинских АЭС намного лучше.
На шести блоках из 15 используется топливо компании Westinghouse, еще один блок – Ровенской АЭС – планируется перевести на американское топливо до конца 2022 г.
Остальные девять блоков работают на российском топливе производства компании ТВЭЛ. Как пояснил ЭП бывший руководитель Госатомрегулирования Григорий Плачков, имеющихся запасов хватит “на год-полтора работы”.
По дальнейшему использованию российского топлива ситуация неопределенна. Европейское энергетическое законодательство говорит, что для стабильности работы производители атомной энергии должны иметь несколько источников.
Помимо исполнения европейского законодательства, наличие нескольких поставщиков благодаря конкуренции позволяет получать меньшую цену.
Более того, быстро перевести АЭС на топливо другого производителя невозможно, ведь урановые сборки Westinghouse и ТВЭЛ имеют разный дизайн, и блоки нуждаются в модернизации.
Есть еще одна проблема. Украина планировала отказаться от вывоза в РФ отработанного топлива, стоящего для государства ежегодно 200 млн. дол. Для этого построили Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива.
Руководство “Энергоатома” обещало, что прекратит вывоз с 2021 г. Однако убежище не заработало. Когда это произойдет – неизвестно, ведь даже после его ввода в эксплуатацию придется провести цикл испытаний.
Пока отработанное топливо размещают в пристанционных бассейнах выдержки. Там должно быть место и для используемого топлива на случай его аварийной выгрузки из блока. В противном случае блок запускать нельзя.
“Здесь может быть большая проблема, если Централизованное хранилище не будет введено в эксплуатацию”, – отметил Плачков. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)