25 марта Европейский совет объявил о новых мерах по снижению европейской зависимости от рос-сийских энергоресурсов, в том числе о совместной платформе закупки газа, которая будет открыта и для стран Западных Балкан, а также для трех ассоциированных восточных партнеров: Украины, Рес-публики Молдова и Грузии.
Лидеры ЕС договорились, что государства-члены будут работать вместе для добровольной совмест-ной закупки природного газа, сжиженного газа и водорода. Власти Республики Молдова приветство-вали окончательное решение Европейского совета, в которое входит обязательство государств-членов совместно закупать природный газ, сжиженный газ и водород. Что произошло, что изменилось и что произойдет и изменится в будущем после решения Европейского совета, в том числе для Рес-публики Молдова обсудили участники публичных дебатов, организованных Информационным агент-ством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что Европейский совет является частью семи очень важных институтов ЕС, утвержденных Лиссабонским договором, как организация, определяю-щая политическую повестку дня Европейского Союза, а внешне действует как коллективный глава го-сударства. Это учреждение состоит из национальных лидеров, глав государств и правительств стран ЕС. Европейский совет объединяет исполнительную власть государств-членов ЕС и влияет на очень важные политические области. Европейский совет не имеет законодательных полномочий, но имеет полномочия назначать высокопоставленных чиновников, например собственного председателя, вер-ховного представителя ЕС по иностранным делам и безопасности, президента Центрального банка, и предлагает Европейскому парламенту кандидата на пост председателя Европейской комиссии.
“Европейский совет может влиять на коллективную исполнительную власть Европейской комиссии и является своего рода высшей политической властью. Выводы после встреч, состоявшихся 24 и 25 марта, имеют пять ключевых областей, в которых ЕС проявил свою политическую волю. Речь идет об: агрессии Российской Федерации против Украины и о том, как ЕС намерен действовать дальше; обо-роне и безопасности, а также о мерах, которых должна предпринять Европейская комиссия; об энер-гетической безопасности, экономике и экономическом развитии Европейского Союза в новых услови-ях; о борьбе с пандемией COVID-19 и подготовке к саммиту ЕС-Китай”, – сказал Игорь Боцан.
По мнению эксперта, речь идет о важных решениях, потому что для Европы наступает новый кон-текст, в котором существующий международный порядок оспаривается Российской Федерацией, ко-торая утверждает, что является полюсом многополярного мира и напала на Украину. “Это заставляет ЕС пересмотреть многие из своих основных политик, и самая главная, это энергетическая независи-мость от Российской Федерации, которая за последние полгода прибегла к энергетическому шантажу против Европейского Союза и стран Европы. Новый подход ЕС направлен на устранение шантажа, к которому прибегла Российская Федерация, как международная энергетическая держава, которая ис-пользует эти рычаги в политических целях. Европейской комиссии еще предстоит разработать новую энергетическую стратегию, и до июня будет период размышлений об этом новом подходе”. В этом контексте Игорь Боцан считает, что властям Молдовы предстоит сделать ряд очень важных дел.
Депутат фракции Партии действия и солидарности Адриан Бэлуцел утверждает, что Европейский со-вет выступил с заявлением, в котором содержатся определенные директивы о политике и энергетиче-ской безопасности ЕС относительно процесса приобретения энергоресурсов. “Это должно отразиться в новой стратегии Европейского Союза в отношении энергетической безопасности, и там будут изло-жены практические способы, как этот процесс должен происходить, эти переговоры, а также при каких условиях страны-члены ЕС могут участвовать в этом процессе. Важно отметить, что на данном этапе Европейский Совет, обладающий очень большой политической властью в Европейском Союзе, прямо отметил ассоциированное трио – Грузия, Украина и Республика Молдова и страны Западных Балкан, в отношении которых политика энергетической безопасности Европейского Союза должна и может от-разиться. Это означает, что Европейский союз обеспокоен не только энергетической безопасностью стран-членов ЕС, но и в более широком контексте стран, которые хотят ассоциироваться с ЕС, глубже интегрироваться в ЕС”, – сказал Адриан Бэлуцел.
Депутат ПДС считает, что процесс вступления в ЕС дает возможность Республике Молдова или лю-бой стране, которая находится в процессе вступления в ЕС, участвовать в нескольких программах, доступных для стран-членов ЕС. “Важно отметить, что ЕС, независимо от статуса члена или не члена ЕС, рассматривает регион, частью которого является Республика Молдова, как регион, пострадавший от энергетического кризиса, и хочет предложить определенные рычаги энергетической безопасности для Республики Молдова и пострадавших стран региона. Включение Республики Молдова в список стран, которые смогут коллективно получить доступ к этим энергетическим ресурсам, демонстрирует озабоченность ЕС по поводу энергетической безопасности Республики Молдова. Это политическая открытость для более глубокой интеграции между ЕС и Республикой Молдова. Я надеюсь, что меха-низмы, с помощью которых это произойдет, будут максимально доступными для Молдовы, и не будет никаких различий по сравнению с государствами-членами”, – сказал он.
Эксперт в области энергетической безопасности Серджиу Тофилат считает, что возможность совме-стной закупки газа возникает в ответ на агрессию и попытки шантажа, исходящие от Кремля через Газпром, который скорее является продолжением Министерства иностранных дел России и использу-ет газ в качестве политического оружия, как инструмент для достижения определенных политических целей. “В данном случае это игрок, который обеспечивает около 40% потребления газа в ЕС, и теперь ситуация меняется. Если бы Газпром руководствовался корпоративной политикой и экономическими интересами и устранял бы политические цели, тогда Молдова не стала бы свидетельницей этой ини-циативы. Владимир Путин пытается шантажировать любое государство, разделяющее демократиче-ские ценности, уважающее права человека, особенно право граждан самостоятельно избирать руко-водство своей страны, и естественно, что это представляет опасность для его режима, и он всеми си-лами пытается уничтожить любые демократические устремления, и именно поэтому он напал на Ук-раину”, – сказал Серджиу Тофилат.
“В ситуации, когда кто-то пытается создать конкурентный рынок, но самый крупный игрок, который имеет 40% доли рынка, не ведет себя должным образом, уменьшает объемы, манипулирует ценами, тогда необходимо вмешаться. Решение Европейского совета призвано противодействовать попытке Газпрома шантажировать ЕС. Когда дело доходит до переговоров, количество и цена имеют значение. Скорее всего, операторы транспортных систем из каждой страны передают план закупок или график поставок, чтобы те, кто будет вести переговоры со стороны ЕС и стран-партнеров, имели четкое пред-ставление о том, какой объем газа необходим и в какой период времени. Соответственно, это также полезно для тех, кто поставляет газ, потому что они могут планировать свои инвестиции и иметь бо-лее широкий горизонт планирования. В коммерческом плане Молдова одинаково смотрит на то, через какую точку поставщик будет поставлять газ в страну. Он может транспортировать газ из Турции или Польши, Румынии. Технически говоря, да, маршрут поставок газа может измениться. Например, если газ будет доставлен на терминал СПГ в Польше, то физически он не будет доставлен в Молдову, фи-зически объем газа останется в ЕС, и поступит на европейский рынок через транзит газа, поступающе-го из России, через Украину. Если газ поступит из Румынии или с юга, маршрут изменится. Молдова теперь имеет техническую возможность доставлять газ по трем другим альтернативным маршрутам, но для полного покрытия потребления, особенно в южных районах, обязательно должен быть актив-ным Трансбалканский газопровод”, – сказал эксперт по энергетической безопасности. (Vedomosti.md/Энергетика Украины и мира)