Будет ли в Украине горючее после обстрела Кременчугского нефтеперерабатывающего завода и как изменится его цена на АЗС?
Сергей Куюн , директор Консалтинговой группы “А-95”:
Из-за ракетной атаки остановился Кременчугский НПЗ “Укртатнефть”. Неожиданно? Нет.
С первого дня войны было ясно, что это рано или поздно произойдет. Надеялся ли кто-нибудь, что враг бьет по периферийным нефтебазам и не увидит когда-нибудь один из самых мощных НПЗ в Европе и СНГ?
Остановка завода была неизбежна еще и из-за нехватки сырья: две трети снабжалось морем, которое сейчас отрезано. Поэтому давайте поблагодарим героический коллектив “Укртатнафты” за их работу в течение 38 дней сопротивления.
Что дальше? Будет ли горючее?
Ситуация сложная, но не безысходная.
Главное – не ждать, а переходить к плану Б. А именно – наращивать импорт через западную границу. Это сложно, но реально.
Начну с конца: нужно временно отказаться от госрегулирования цен на АЗС. Оно работает, когда рынок насыщен горючим. Сейчас у нас еще контролируемый дефицит, который в апреле будет усиливаться из-за роста спроса, в частности, на посевную. А также из-за потери производителя и десятка нефтебаз.
Что сейчас происходит? Дизтопливо в группе 38-44 грн./л, а регулируемая цена на заправках – 37,42 грн./л. Причина – дефицит. Как работать небольшим сетям АЗС?
Импортное горючее сейчас контрактуют преимущественно крупные сетевые компании, которые даже со своими возможностями и опытом через раз попадают под “правительственные” цены. Но в любом случае они все не закроют.
Уже есть и приходы небольших операторов, но себестоимость позволяет торговать только в западных областях. В остальных регионах из-за расходной логистики это будет минус.
Свободное ценообразование позволит снять с поставщиков коммерческий риск. Как вариант можно зафиксировать текущую регулируемую наценку 4,5 и 5 грн./л для бензина и ДТ соответственно, но не до регулируемой себестоимости, как сейчас, а до фактической, которую несложно установить по документам.
Это позволит даже маленьким игрокам начать самостоятельно импортировать и работать каждому на своем маленьком “фронте”. Продавать аграриям, запускать станции, платить заработную плату и налоги. Я сравнивал их с волонтерами – эти тоже найдут хоть черта лысого! Но сами они являются локомотивом практически всех положительных преобразований!
Есть ли риск взлета цен? Не думаю. Как бы там ни было, но в Украине есть рынок, есть сотни игроков, которые хотят и могут работать (этим, кстати, мы отличаемся от монополизированного российского рынка). Если кто-нибудь будет сильно контрастировать, будет иметь дело с местными администрациями и с обостренным ощущением справедливости у граждан. Вряд ли кто-нибудь захочет рисковать.
Через месяц-полтора рынок станет на новые рельсы, прорубит новые маршруты – и можно будет возвращаться в госрегулирование, если оно еще потребуется.
Решение о дерегуляции непростое. А разве сегодня есть простые решения? (Enkorr/Энергетика Украины и мира)