Дефицит продолжается. Кто-то считает, что он усиливается, другие – что ситуация стабилизировалась. Оценки субъективны, потому что пока точно неизвестен объем потребления.
С одной стороны, очередей на заправки нет, хотя с другой – много станций по всей стране простаивает, а работающие не имеют всего ассортимента и отпускают всего по 20 л. В последнее время наблюдаю за внедрением ограничений и для коммерческих клиентов.
Единственные неприкосновенные и полностью обеспеченные – силовики и муниципалитеты.
Почему сохраняется нехватка?
В марте основной задачей был поиск ресурсов в Европе, большую часть рынка закрывал Кременчуг. С начала апреля завода нет, импортные ресурсы законтрактованы, но теперь перед импортерами другая задача – привезти топливо.
В Европе нет лишних цистерн и локомотивов. Более того, ситуация стала неожиданной для самих европейцев: выяснилось, что вагоны из одной страны не всегда могут передвигаться по железной дороге соседей из-за дополнительных технических требований.
С позитива – активизировался автомобильный импорт. Для понимания всеобъемлющего поиска ресурса украинцами – впервые (на моей памяти) отмечен импорт бензина из Германии. Спойлер – ждем продукт из Нидерландов и Бельгии.
Проблема в том, что многие машины на навозишь.
Напряжение по всем видам горючего, но по дизелю оно выглядит наибольшим. Свое слово сказал и спрос со стороны аграриев. Хотя по всем признакам он меньше, чем ожидалось. Мне не известны случаи, чтобы кто-то не смог купить горючее или где-то были очереди из бензовозов. Среди версий – имеющиеся у фермеров стоки горючего, сокращение посевных работ, выбор в пользу менее “капризных” культур и упрощение технологий для экономии горючего и удобрений и т.п.
Теперь цены.
Этот фактор нужно было вынести в предыдущую главу, ведь она напрямую влияет и на темпы снабжения, и на наличие топлива на АЗС. Правительство продолжает госрегулирование, которое из-за дефицита дает обратный эффект. Установленная цена есть, но нет продукта. Как в советском магазине. Будем надеяться, что мы просто не все знаем, а в правительстве знают больше и делают то, что нужно.
Наиболее тревожная ситуация с ДП, но в последние дни снова появилась бентега и по поводу бензина. Но! Из-за дефицита на рынке появился продукт из мини-НПЗ. Не очень много и не очень качественный, но и за то спасибо. Тем более, что для повышения октана “малые нефтепереработчики” вынуждены добавлять биоэтанол нашего производства, а это хорошо!
Газ превратился в призрак: то есть, то нет. Цена подкрадывается к цене бензина. Из хорошего – импорт автогаза начал заходить стабильно, постепенно увеличиваясь. Из экзотики – американский LPG! Кто уже едет на молекулах свободы!
В группе цена на дизтопливо стартует с 39,5 и заканчивается на 44 грн./л. Предложений немного, но они есть. Напомню, что предельная “правительственная” цена для АЗС – те же 39,5. На несистемных станциях на ограничения стали забивать, сообщали даже о 45 грн./л. Однако без ограничений для литража. Настоящее рыночное проявление!
Есть надежда, что через неделю-другую сезонный спрос немного “присядет” – и станет несколько легче. С другой стороны, люди возвращаются, Киев оживает, становится в пробках, курит драгоценное горючее, в том числе и вышеупомянутые молекулы свободы…
Когда продукт есть через раз, говорить о прогнозе цен как-то удивительно. Однако остаемся ориентированными на мировые цены, которые хоть и продолжают колебаться, но, кажется, нащупали коридор. Удавка на шее российского нефтяного экспорта еще будет держать мир в напряжении, пока ОПЕК не прекратит корчить из себя обиженного и не станет давать на рынок больше нефти. В то же время ожидаем увеличения добычи Штатами и другими странами с высокой себестоимостью производства углеводородов.
Некоторые могут себя успокоить тем, что из-за высоких цен на колонках стонут и в Европе, и в США. Байден акцентирует внимание на этом почти в каждой своей речи. Даже в Беларуси растут цены на горючее (хотя там это скорее попытка заработать на своих гражданах, потому что экспорта уже не осталось). Ничего не слышно разве что из России, по которой имеем это все. Но надеюсь, что смена мест не заставит себя ждать. (Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы “А-95”, Enkorr/Энергетика Украины и мира)