Правительство направило в парламент законопроект о частичном возобновлении акцизов на моторные топлива. Предлагается ввести унифицированную ставку в 100 евро за 1000 л бензина, дизтоплива и сжиженного газа (до отмены в марте они составили 213, 139,5 и 52 евро соответственно).
Инициатором этого ожидаемого шага стало Министерство инфраструктуры, аргументировавшее необходимость возврата налогов пустым дорожным фондом, который необходим для удержания и восстановления дорожной инфраструктуры.
Однако законопроект споткнулся сразу при попадании в ВР: с двух попыток зал не смог включить его в повестку дня. Дальнейшие обсуждения осветили три ключевых вопроса, которые обеспокоили нардепов: последствия для цен , целевое назначение средств и новый подход к унифицированию акцизов. Публичное рассмотрение законопроекта еще раз дало возможность говорить о короткой памяти политиков и об удивительности устройства их логики. А также о том, что все хотят иметь дороги и сильную армию, но платить за это никто не хочет.
Нужно ли было отменять акцизы
Вопросы кристаллизовались во время специального онлайн-обсуждения под председательством нардепа Ярослава Железняка, к которому пригласили нардепов, чиновников и представителей профильных ассоциаций.
Большая часть общения пришлась на выяснение отношений относительно того, зачем было отменять акцизы в марте, потому что, кроме потерь бюджета, это ничего не дало. Оппоненты правительства в парламенте расценивают намерение того же правительства хотя бы частично возобновить акцизы как признание его мартовских ошибок. Цены выросли, дефицита не избежали, а трейдеры положили этот акциз в карман – такова риторика.
Вспомним те времена. Март. Цены на нефть из-за войны в Украине взлетели на 40% – до 140 дол. за баррель. Расчеты показывали приближающиеся цены на колонках к 50 грн./л. Это сейчас за счастье, а потом это был шок. Правительство решает отменить акцизы и снизить НДС с 20 до 7%, чтобы снизить давление на потребителей.
Очень странным выглядит тезис о том, что вроде бы никто этой щедрости не почувствовал. Это не так. В то время действовало государственное регулирование цен, и нулевой акциз и уменьшенный НДС были сразу, даже задним числом, включенными в формулу, и расчетные 50 грн. превратились в 38-40 грн./л. И такой расчет сохранился до 17 мая, пока госгулировка не была отменена. Итак, люди реально сэкономили. Свободные деньги потратили, в том числе, и на армию.
Дефицит. А каким образом акциз мог бы это предотвратить? Если бы налог остался, в Кременчуг не прилетело более 30 ракет? Не разбомбили бы нефтебаз? Или узкий европейский железнодорожный путь раздувался бы к украинскому, чтобы можно было быстрее привозить горючее по импорту?
Рост цен. Да, оно произошло. Из-за дефицита. Спрос-предложение ничего нового. Так работает любой рынок, посмотрите хотя бы на мировой. Там цены прыгают не то что из-за ракетных обстрелов, а просто из-за ожиданий забастовки в каком-то порту. Или просто из-за чьих-то ожиданий или опасений. Почему у нас должно было как-то иначе?
Чтобы залить рынок, наши импортеры платили европейским поставщикам любые цены (ничего личного, бизнес джаст). Премии достигали более 300 дол. на тонне! Сегодня из-за насыщенности рынка спекулятивные евронаценки упали до 130-150 долл./тонна, но это не довоенные 20-30 дол.
Также в разы выросла логистика поставок через западную границу: согласитесь, есть разница в расстоянии от Киева до Кременчуга и Ужгорода. Отдельные партии бензина уезжают к нам из Бельгии (!) и Нидерландов.
Конечно, не забываем по 25-процентному удорожанию доллара. Поэтому сравнивать цены на горючее до войны и сейчас нужно соответственно.
Утрата налогов. А это еще надо сосчитать. Да, акциза не было, НДС уменьшили. Но. Многие мои собеседники с рынка говорят, что столько НДС они еще никогда не платили. Потому что раньше его скручивали из-за фиктивных продаж, левые чеки и тому подобное. Часто государство НДС им еще и возмещало. А когда налог упал до 7%, смысл это делать исчез. Еще нужно посмотреть, какая там статистика.
А теперь вспомним о налоге на прибыль (ННП). Да, ребята-трейдеры имели хорошие наценки. Но, во-первых, прежних объемов реализации не было сначала из-за дефицита, а затем из-за падения потребления. Поэтому сильно обогатиться не суждено.
Во-вторых, хорошая маржа – должен быть хороший налог на прибыль. Даже если кто имел 20 грн. на литре, то это почти 4 грн. ПнП. Таким раньше был акциз на дизтопливо, не говоря уже о двух несчастных гривнах акциза на сжиженный газ. А маржи у газовиков-импортеров в мае достигали именно 20 грн./л. (Не так ли, дорогие друзья – поставщики “социального” горючего?) Если кто-то в парламенте или правительстве этих налогов не видит, то нужно задавать вопросы налоговикам.
В конце концов, нужно ли помогать потребителям? Это общеевропейская практика. Порезали акцизы и НДС еще в начале года в Польше, дотации предоставляют правительства Германии и Франции. Да, в этих странах нет войны, но это не значит, что о наших потребителях следует забывать. Поэтому считать такой шаг ошибкой нельзя.
Псевдозахоронение сжиженного газа
Вторым по значимости стал вопрос одинаковых ставок акциза. Это действительно революционный шаг – всем по 100 (евро за 1000 л). Ведь последние 12 лет налоговая нагрузка на газ была в четыре раза ниже, чем на бензин.
Сжиженный газ умрет! Выровнять налоги требуют продавцы более дорогого бензина, чтобы обогатиться! Унифицированных акцизов нет нигде в мире! Европейские директивы 2003 года советуют совсем другое!
Вы прослушали риторику продавцов сжиженного газа и их давних союзников в парламенте – фракции “Европейская солидарность”. Такие же опасения и у некоторых нардепов, считающих, что на сжиженном газе передвигаются только обездоленные автомобилисты (а на бензине соответственно исключительно богачи).
Все это словоблудие исчезает при осознании одного факта. Унифицированный акциз – ноль евро на все марки горючего – действует уже пять месяцев, и это не привело ни к исчезновению сжиженного газа, ни даже к потере его привлекательности в отношении бензина. Если на 23 февраля соотношение цен в розничной торговле составило 53% (18,84 грн. за литр газа против 35,48 грн. за литр бензина), то на 25 августа – 52,6% (26,22 против 49,86 грн./л).
Так о каких угрозах от унифицированного акциза идет речь?
Иначе чем манипуляцией не назовешь и попытки апеллировать к европейским директивам 2003 года, требующим льготного налогообложения сжиженного газа. За прошедшие с тех пор 20 лет Европа почти не потребляет сжиженного газа на транспорте, тогда как Украина имеет 30% автогаза в корзине моторных топлив. Фактически это “топливный” оффшор, куда уже сбежали все, кто только мог. Так что остается Украине наблюдать, как деньги убегают из бюджета, и наверстывать на увеличении налогов для потребителей бензина и дизтоплива? Где справедливость? Почему “бензиновый” автовладелец оплатит четыре бронежилета для армии, а тот, что “на газе” – один? А на дизтопливе – два.
Унифицированные ставки устанавливают социальную справедливость, потому что налоговая нагрузка на всех будет равна. Каждый автовладелец профинансирует одинаковое количество бронежилетов или метров дорог. Кстати, не исключено, что акцизы направят в общий фонд бюджета, а не в дорожный фонд, как было раньше. Депутаты открыто говорят, что хотят дистанцироваться от неприятного шлейфа, который тянется за Большим строительством.
Упомянутое обсуждение показало интересную картину: все хотят иметь дороги и сильную армию, но платить за это желание нет. Все вроде бы все понимают, но платить не позволяют европейские директивы, тяжелое положение и т.д.
Ужас, а вдруг цены вырастут? Нельзя исключать и этого, ведь мировой рынок продолжает лихорадить и в основном из-за войны в Украине. Так нам нужно отказаться от финансирования армии и дорог?
Имеем дело с типичной украинской историей, когда из-за популизма, непрофессионализма и счета копеек рискуем потерять миллионы и жизнь украинцев. (Сергей Куюн, директор ОАО “Консалтинговая группа А-95”, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)