Решение о строительстве БелАЭС было принято в 2008 г. С тех пор пройден длинный путь. В 2021 г. заработал первый энергоблок БелАЭС, а это уже совершенно иной статус для страны: больше не новички в атомной энергетике. При этом в приоритете ядерная и радиационная безопасность.

И чтобы белорусы знали, какие меры принимаются для ее обеспечения, Госатомнадзор каждый год публикует информацию в открытом доступе. Очередной обзор, посвященный состоянию ядерной и радиационной безопасности в Беларуси в 2021 г., презентовали представители департамента в пресс-центре БЕЛТА.

Консультант Госатомнадзора Олег Соболев рассказал, что обзоры и впредь будут публиковаться ежегодно. “Мы расцениваем их как обязательство нашего департамента перед белорусским обществом, которое заслуживает знать, что происходит в стране, каково состояние объектов, как обеспечивается ядерная и радиационная безопасность, как выстроена в стране регулирующая инфраструктура. Сразу скажу: она выстроена в соответствии с требованиями МАГАТЭ, и различные оценочные миссии агентства неоднократно ее проверяли”, – заявил он.

Инфраструктура

Первая часть обзора посвящена именно инфраструктуре, без которой невозможно функционирование источников ионизирующего излучения, объектов использования атомной энергии. Она включает в себя нормативную правовую базу, работу регулирующего органа, научную поддержку, системы подготовки кадров для отрасли, аварийной готовности и реагирования.

“На протяжении 15 лет с опорой на рекомендации МАГАТЭ и с учетом опыта других стран проводилась планомерная работа по формированию и развитию регулирующей инфраструктуры. Последовательно совершенствовалось национальное законодательство и подходы к надзорной деятельности, развивалось ядерное право. Выстроены действенные системы лицензирования и разрешительной деятельности. Наша страна демонстрирует твердую приверженность принципам обеспечения ядерной и радиационной безопасности”, – подчеркнула заместитель начальника управления по обращению с радиоактивными отходами Госатомнадзора Екатерина Шмелева.

Ядерные установки

Во втором разделе обзора рассказывается о состоянии различных ядерных установок. Речь идет, прежде всего, о Белорусской атомной электростанции – это объект №1. Также такие установки имеются в Объединенном институте энергетических и ядерных исследований “Сосны” НАН Беларуси и других организациях.

Безопасной работе ядерных установок постоянно уделяется самое пристальное внимание. “За 15 лет мы смогли имплементировать в нашу модель надзорной деятельности все те инструменты, которые рекомендует МАГАТЭ странам с ядерной энергетической программой. Более того, мы прошли оценку миссии МАГАТЭ, которая подтвердила этот факт. К таким инструментам можно отнести проведение плановых и внеплановых проверок, нормативно закрепленное право получить свободный доступ в любое помещение наших поднадзорных объектов, но, конечно же, с соблюдением правил охраны труда. Кроме того, для наших инспекторов нет ограничений на проведение контрольно-надзорных мероприятий как по частоте, так и по программе их проведения”, – констатировал начальник управления организации надзора за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок Госатомнадзора Максим Мазуренко.

Госатомнадзор контролирует абсолютно все этапы и фазы ввода энергоблоков в эксплуатацию. “Законодательно закреплен режим постоянного надзора, который предполагает постоянное пребывание наших инспекторов на площадке станции. Мы не отметили каких-либо критических нарушений, которые так или иначе могли влиять на радиационную безопасность”, – обратил внимание Максим Мазуренко.

В обзоре есть и сведения о состоянии источников ионизирующего излучения. В Беларуси насчитывается свыше 1700 организаций, которые эксплуатируют более 24 тыс. таких источников. “Более 80% из них используются в сфере медицины, в основном это рентгеновские диагностические аппараты. Источники ионизирующего излучения применяются и в промышленности, в науке. Также все чаще они используются для досмотра. Например, в метро есть рентгеновские установки для досмотра багажа, на пунктах таможенного контроля размещаются инспекционно-досмотровые комплексы. То есть источники ионизирующего излучения очень разнообразны. Поэтому законодательно введена их классификация по степени радиационной опасности. Такой дифференцированный подход применяется и в надзоре. Меры по надзору соразмерны степени радиационной опасности”, – отметила начальник отдела организации надзора за радиационной безопасностью источников ионизирующего излучения Госатомнадзора Ирина Ткаченок.

Как страны делятся информацией о ядерной безопасности?

“Глобальный режим ядерной безопасности похож на дорогу с двусторонним движением. Мы можем не только информировать международное сообщество о том, что у нас происходит, но и получать информацию о тех объектах, которые находятся в сфере наших интересов. Конечно, прежде всего это объекты, которые находятся в сопредельных странах. Там есть атомные электростанции, причем часть из них остановлена и не работает, есть и другие радиационно опасные объекты”, – подчеркнул Олег Соболев.

Такие объекты не находятся в национальной юрисдикции Беларуси, но их состояние очень важно для нашей страны, так как они находятся совсем рядом. Получать информацию об этом помогают инструменты глобального режима ядерной безопасности. Первый его компонент – это международные конвенции, договоры и соглашения, второй – национальное законодательство и его построение по тем требованиям, которые зафиксированы в документах МАГАТЭ. Третий – международные оценочные миссии и партнерские проверки. Четвертый – взаимодействие профессионального сообщества на многосторонней и двусторонней основе, в том числе регулирующих органов разных стран.

“У нас есть возможность рассматривать национальные доклады других стран, тех же Литвы, Польши, анализировать их, задавать вопросы и делать комментарии. На эти комментарии государства обязательно дают ответы. Затем делегации собираются в Вене, в штаб-квартире МАГАТЭ, чтобы обсудить то, что осталось неясным в режиме удаленного рассмотрения национальных докладов. И мы имеем возможность прийти на защиту национального доклада Польши, участвовать в обсуждении и задавать вопросы. Таким образом мы получаем всю интересующую нас информацию”, – привел пример консультант Госатомнадзора.

Что касается оценочных миссий и партнерских проверок, документы по итогам большинства из них публикуются в открытом доступе. “Документы, которые были наработаны по итогам стресс-тестов, проведенных по европейской процедуре, также публикуются. Мы все это изучаем, анализируем”, – добавил Олег Соболев.

Еще один важный инструмент – системы обмена информацией МАГАТЭ, в частности, унифицированная система обмена информацией об инцидентах и аварийных ситуациях. “Она предназначена в основном для случаев, когда необходим оперативный обмен данными, когда случилось что-то. Мы имеем доступ к этой системе, видим всю информацию, которая туда поступает. В других системах обмена информацией МАГАТЭ мы тоже участвуем, смотрим, анализируем то, что нас интересует”, – рассказал консультант Госатомнадзора.

У Беларуси есть и двусторонние механизмы. Со странами-соседями подписаны соглашения, которые предполагают обмен информацией по вопросам ядерной и радиационной безопасности. К тому же, Госатомнадзор внимательно изучает открытые источники – интернет-ресурсы зарубежных регуляторов.

“Разнообразие инструментов позволяет нам получить нужную информацию, даже если возникла проблема. Например, если мы написали письмо и запросили данные, но не получили ответа”, – подчеркнул Олег Соболев.

В Госатомнадзоре отмечают: радиационно опасные объекты в соседних странах за последний год не оказывали существенного отрицательного влияния на территорию или население Беларуси. (БЕЛТА/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий