В то время когда из-за войны Путина против Украины российская нефтегазовая отрасль сдает свои позиции на глобальной энергетической карте, Катар ускоряет реализацию амбициозных планов по увеличению производства сжиженного природного газа. Цель – превратиться в безусловного мирового лидера по экспорту СПГ к 2027 г.

В минувшую субботу катарская государственная компания QatarEnergy объявила первого участника проекта North Field South (NFS) производительностью 16 млн. т СПГ в год. Победителем конкурса стала французская корпорация TotalEnergies. Она получит 9,375% в проекте NFS. QatarEnergy сохранит 75%-ю долю, оставшиеся акции получат другие иностранные партнеры.

Что известно о проекте? В июле TotalEnergies выиграла 6,25% смежного флагманского проекта, который реализует Катар – North Field East (NFE) мощностью 32 млн. тонн СПГ в год. Кроме французов, участниками NFE катарское правительство выбрало корпорации ExxonMobil, ConocoPhillips (обе – США), Shell (Великобритания – Нидерланды) и Eni (Италия). Победители NFS будут объявлены в ближайший месяц.

North Field South и North Field East – это части гигантского Северного нефтегазового месторождения в Персидском заливе, которое расположено в территориальных водах Катара и Ирана. В Иране оно называется Южный Парс. Благодаря разработке его залежей экспортные СПГ-мощности Катара к 2027 г. превысят 120 млн. т в год.

Первые грузы СПГ потребителям в Европе и Азии планируется отправить в 2027 г.

Кто еще может подключиться к его реализации? Хотя Китай, Южная Корея и Япония – в списке приоритетных рынков, компании этих стран среди партнеров Катара отсутствуют. Но ситуация может измениться. “Мы продолжаем переговоры и обсуждение возможностей с рыночными игроками. Это действительно открытая дискуссия. Если азиатские компании будут готовы к сотрудничеству, мы готовы привлечь их на любом этапе реализации проекта. На самом деле у нас нет временных ограничений”, – заявил Саад аль-Кааби, министр по делам энергетики Катара, который также возглавляет QatarEnergy.

При чем здесь Китай? Главная интрига заключена в том, окажется ли среди участников NFS Китай. Такой поворот усилит позиции Пекина на газовом рынке, который становится центром противостояния крупнейших поставщиков и потребителей ископаемых энергоресурсов.

У Китая уже есть договоренности с российским “Газпромом” о реализации трубопроводного проекта “Сила Сибири-2”. Партнерство с Катаром позволит Поднебесной оказывать давление на конкурирующих игроков газового рынка, чтобы сбивать цены, добиваться для себя выгодных условий и, возможно, даже настраивать их друг против друга.

Как проект повлияет на энергорынок? Ситуация неоднозначная, особенно если учесть, что полем противостояния основных поставщиков трубопроводного газа и СПГ будет не только Китай, но и Европа. Во всяком случае, так ситуацию видят в Катаре.

Саад аль-Кааби, известный своим влиянием в катарском нефтегазовом секторе, по этому поводу говорит так: “Не думаю, что Европа сможет полностью отказаться от поставок из России по газопроводам. Страны ЕС будут готовы вернуться к ним, когда закончится кризис [из-за войны, которую ведет РФ в Украине. – Mind]… Посредничество должно вернуть мир в Европу и, надеюсь, это позволит континенту частично восстановить поставки российского газа. Иначе напряжения на рынке будет сложно избежать”. (Светлана Долинчук, Mind.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий