Эксклюзивное интервью агентству “Интерфакс-Украина” советника премьер-министра Украины, члена наблюдательного совета НЭК “Укрэнерго” Юрия Бойко.
– Сейчас мы часто слышим о существовании десятков сценариев прохождения ОЗУ, вплоть до самого плохого. Какой, по вашему мнению, самый плохой сценарий?
– Я согласен с теми характеристиками, что он точно будет самым трудным в истории украинского государства. И у нас есть возможность наблюдать его первые признаки уже в октябре после массированных ракетных обстрелов россиян нашей критической инфраструктуры. И собственно именно этот факт делает ОЗУ самым сложным. Мы ожидали что-то вроде того, что началось в последние недели.
Это, безусловно, проявление энергетического терроризма и признаки геноцида. Уничтожение гражданской инфраструктуры и создание колоссальных рисков по отоплению помещений гражданских жителей, целых городов ничего общего с военными целями не имеет. Это тяжело коррелирует с парадигмой, с которой путин начинал так называемую “спецоперацию”, целью которой была задекларирована защита территории и населения двух областей и борьба с эфемерными националистами. Задаю простой вопрос: на сегодняшний день националистами уже есть вся территория и все население Украины от крупных городов до мелких деревень, которые из-за этих действий могут остаться без света и тепла? Конечно, это риторический вопрос.
– Так насколько Украина готова противостоять этому энергетическому терроризму? Возможно, после массированных атак были сделаны какие-то выводы.
– Давайте вспомним, что даже после таких масштабных обстрелов и разрушений, нанесенных нашей энергоинфраструктуре, ремонтным бригадам НЭК “Укрэнерго” и облэнерго удалось достаточно быстро, как для такой ситуации, возобновить электроснабжение львиной доли потребителей. За очень небольшим исключением локального характера мы электроэнергию вернули.
Мы действительно перевели поставки, где это возможно, на резервные схемы, но очевидно, что резервные схемы питания имеют ряд ограничений. И, собственно, из-за этих ограничений и применяются аварийные отключения. В одних случаях они позволяют действительно организовать ремонтные работы, для чего нужно держать не под напряжением какие-то участки сети, в других случаях это способ избегания перегрузки оставшихся в работе сетей. С понижением температуры воздуха нагрузка в системе будет расти, и это, безусловно, будет влиять на скорость восстановления сетей. К тому же полное восстановление поврежденных элементов очень часто требует длительного времени, в т. ч. из-за необходимости предварительного изготовления специфического оборудования, которое получило повреждения вследствие обстрелов.
Поэтому с плановыми и не только ограничениями электропотребления нам придется жить всю зиму.
В случае альтернативных способов прохождения зимы или учета уроков, как вы говорите, идет активная работа и органов центральной власти, и на местах. Ведется как закупка так и получение оборудования в рамках помощи от наших западных партнеров.
За прошедшие две недели была консолидирована информация от органов местной власти и от различных министерств, какое оборудование является первоочередным с точки зрения обеспечения жизнедеятельности страны и нуждается в закупке или получении в качестве помощи.
Это и резервные генераторы, и определенное силовое оборудование, поврежденное в результате ракетных обстрелов. Совершенно очевидно, что быстро изготовить такое оборудование невозможно. Еще более эффективным методом реагирования является получение даже подержанного, но уже готового оборудования, чтоб очень оперативно выполнить его замену.
И если вы заметили, то в последние дни участились визиты иностранных делегаций, которые могли лично убедиться в последствиях актов терроризма, и мы видим, что даже с других континентов нам протягивают руку помощи и предоставляют оборудование для восстановления критической инфраструктуры.
Кроме того, по предприятиям, критическим с точки зрения поддержки жизнедеятельности страны, уже сформированы стратегические запасы топлива и материалов, которые обеспечат их функционирование в течение длительного времени.
Среди потенциальных шагов по оптимизации есть и приоритизация восстановительных работ с целью, в частности, первоочередного обеспечения централизованного водоснабжения, отопления и т.д. Очевидно, что может возникнуть ситуация, которая потребует краткосрочных неординарных решений по энергообеспечению. Поэтому одним из наиболее эффективных решений в критических ситуациях является использование резервных источников энергии. И к этому нужно быть готовым.
Конечно, все эти действия будут эффективны, если они будут сочетаться с повышением физической защиты самих объектов критической инфраструктуры, поэтому мы ожидаем от наших иностранных партнеров дополнительных поставок ПВО, ПРО.
Но я бы не хотел, чтобы мы недооценивали ситуацию. Надо воспринять как факт, что каждый сознательный гражданин должен максимально использовать весь ассортимент советов по прохождению ОЗУ, которые звучат отовсюду. Начиная с теплой одежды, утепления построек и заканчивая примусами, резервными источниками питания и рассмотрением возможности временной релокации в менее урбанизированную местность, независимую от централизованного тепло- и водоснабжения.
– То есть мы делаем ставку на резервные источники питания, но их количество недостаточно. Есть ли какие-нибудь другие особенности?
– Генераторов у нас много. В рамках Минэнерго создан фонд, наполняемый нашими партнерами и донорами, в основном оборудованием, среди которого есть и много генераторов. По линии Минрегиона также аккумулировано определенное количество генераторов
Но все ли готовы к сценариям, которые будут требовать установки резервных источников по всем объектам по всей стране? На сегодняшний день точно нет. Более того, эта задача в полном объеме не разрешима. Как показали эти две или три недели, дефициты носят локальный характер, поэтому нужно понять одну простую вещь – привезти 40 млн. генераторов, чтобы в каждую квартиру, дом или офис поставить свою электростанцию, невозможно. Генераторы – это типичный ограниченный ресурс, и надо научиться его максимально эффективно использовать, то есть иметь возможность оперативно переместить в локации, которые в этом больше всего нуждаются.
В то же время, когда мы говорим о большой электростанции, никакими дизель-генераторами ее полностью заменить нельзя – проблемы могут быть решены локально и частично.
– Без сомнения, самой актуальной темой второй половины октября стали отключение света. Часто задаваемые вопросы – почему отключают непропорционально, почему не придерживаются графики?
– Есть несколько моментов. Когда возникает определенная проблема в каком-то узле, например, Киевском, диспетчер, в первую очередь, выдает команды на выполнение так называемых графиков ограничения потребления и мощности. Что происходит: облэнерго по распоряжению Укрэнерго отдает крупнейшим промышленным потребителям региона команду ограничить объем потребления или снизить мощность. На сегодняшний день эти команды выполняются крайне неэффективно. Если диспетчер дает команду на понижение нагрузки на 50 МВт, а результатом является снижение всего лишь на 2-5 МВт, соответственно, снижение на необходимый объем не произошло. Следовательно, чтобы не допустить аварийную ситуацию в энергосистеме, диспетчер начинает задействовать так называемые графики аварийных отключений. Соответственно диспетчер нижнего звена, электрораспределительной компании получает команду на введение одной, двух или более очередей графиков аварийных отключений.
Еще один пример. Когда диспетчер видит нарастание потребления в коротком промежутке времени, что приведет к более тяжелым последствиям, он тоже задействует графики отключений. Скажем, у диспетчера есть необходимость снизить потребление на 120 МВт. Под каждую очередь должно быть принято, например, 40 МВт. Кстати, графики составляются так, чтобы каждая очередь позволяла снижать одинаковую величину мощности. Следовательно, он понимает, что ему нужно отключить три очереди потребителей. Соответствующий список линий, входящих в каждую из этих очередей, отключается. Но по факту оказывается, что по результатам выполнения таких команд потребление снизилось всего на 70 МВт. Соответственно, поступает вынужденная следующая команда отключать еще 2 или 3 очереди. И только введением, например, 6 очередей достигается нужный эффект, чтобы пройти пик нагрузки.
Это вопрос о том, когда и как были сформированы графики отключений. Как показал последний опыт введения ограничений, сейчас они часто не соответствуют той величине ограничения, на которую рассчитывает диспетчер, когда их вводит.
Такое несоответствие вызвано тем, что после начала полномасштабных боевых действий, когда потребление в энергосистеме в целом уменьшилось на 30%, снизилась и нагрузка линий, питающих потребителей из той или иной очереди для ограничения. Ведь многие выехали из страны, какие-то заведения или компании перестали работать и т.д.
– Возможны ли качества меры реагирования на ситуацию?
– Учитывая, что с этими графиками нам придется жить всю зиму, в течение этой недели ведутся интенсивные диалоги с привлечением Минрегиона, Минэнерго, Укрэнерго, руководителей ОВА, операторов систем распределения (ОСР) с целью наведения порядка с наполнением этих графиков и прилагаются усилия, чтобы сформировать четкие перечни улиц, домов, с доказательством четких сроков отключений и информированием населения о введении таких графиков.
ОСР уже в ближайшее время должны создать новые реальные графики на основе актуализированных данных о потреблении, в том числе с учетом температуры окружающей среды. Для этого ОСР должны пересмотреть наполнение каждой из очередей, которых всего десять, и максимально миксовать их, чтобы под обесточивание не попадали одни и те же потребители, а попадающие знали, когда это произойдет. Объем дефицита достаточно точно оценивается.
Задача состоит в том, чтобы четко сказать людям, в каком промежутке они будут обесточены, и пытаться выдерживать регламентные продолжительности, чтобы эти отключения были не более 2 часов, даже если их будет несколько в сутки.
Если продолжительность отключения будет все же больше 2 часов, то следующие 2 часа должны быть по возможности замещены другим набором потребителей, и они также должны быть проинформированы об этом. Если мы говорим, что у нас есть 10 очередей, то мы будем пытаться пересмотреть наполнение этих очередей, и максимально их миксовать, чтобы под обесточивание не попадали одни и те же потребители, а попадающие знали, когда это произойдет. Даже если для этого нам придется отключать немного больше потребителей, это все равно лучше, чем когда идет спонтанное отключение.
Если этих графиков нельзя избежать, то, по крайней мере, нужно сделать максимально комфортным существование в этих условиях.
– Не рассматривается ли в правительстве возможность введения ответственности за неэкономию электроэнергии?
– Как один из вариантов решения, это доведение до областей лимитов потребления и мощности на период устранения масштабных повреждений. В случае соблюдения – ограничения не применяются, если нет – принимаются меры принудительного отключения. Вывод – пожалуй, все же целесообразнее выключить энергоемкие приборы в период пиковой нагрузки системы, чем сидеть без света вообще.
Если будет принято такое решение, то лимиты, скорее всего, будут доказаны распорядительным документом министерства энергетики, возможно, приказом.
Если будет принято решение о внедрении такого инструмента, то при формировании этих лимитов будет приниматься два фактора. Это исторические и текущие объемы нагрузки и потребления и величина сетевых ограничений, существующая в конкретном узле в течение определенного времени, как результат повреждений от обстрелов. Итак, ответ на ваш вопрос – максимум влияния, которое может оказать государство, это доведение лимитов до регионов.
– Теперь о запасах. Удалось ли сформировать стратегический запас угля за счет средств, которые должна была выделить НЭК “Укрэнерго” в размере 2,5 млрд. грн. Таким образом, удалось поддержать ПАО “Центрэнерго”?
– Если вы внимательно посмотрите на постановление, то речь не шла о “Центрэнерго”, там речь шла о необходимости формирования запаса угля. Места складирования определяло Минэнерго. На Центрэнерго поехало примерно две трети от общего количества угля в рамках формирования стратегического запаса. Другая часть поступила на ТЭЦ, работающие на угле, в том числе и на частные. Сумы, Чернигов, Черкассы также получили уголь в рамках формирования стратзапаса. Эти станции, за исключением Черкасской, получили повреждения в результате боевых действий. Другой фактор, который принимался во внимание при принятии этого решения, состоит в следующем: эти станции работали на антраците, и этим летом провели масштабную работу по переводу котлов на уголь марки Г, и столкнулись с нехваткой средств для закупки угля на ОЗУ.
Деньги использованы где-то в объеме чуть более 2 млрд. грн. “Укрэнерго” предоставляет возвратную финансовую помощь “Укруголью”, из которой оплачивает уголь в основном государственных шахт. Уголь в рамках суммы, выделенной Кабмином, уже на складах станций, но еще не все оплачено. Это технический вопрос. Подвоз угля и факт его оплаты имеют определенную задержку во времени, связанную с оформлением документов.
– По определенным оценкам нам пока не хватает примерно 2 млрд. куб. м газа на генерацию.
– Я не уверен, что у нас дефицит по газу 2 млрд. куб. м. По-моему, он значительно меньше, но соглашаюсь, что определенное количество все же необходимо импортировать…
К слову, сегодня цена газа на европейском рынке существенно упала, и этим следует воспользоваться. У “Нафтогаза” есть хорошая возможность все же выполнить решение правительства по формированию запаса в 15 млрд. м3. Тем более что иностранные доноры декларируют готовность помочь финансово.
– Поднятие прайс-кепов это компетенция НКРЭКУ, но сейчас многие вопросы рассматриваются совместно в Офисе президента, на Антикризисных штабах в правительстве. Как думаете, следует ожидать их повышения?
– На мой взгляд, такой чувствительный вопрос, как прайс-кепы, должен решаться исключительно в пакете других сопутствующих решений, призванных сбалансировать рынок электроэнергии. Какую цель мы хотим достичь поднятием прайс-кепов? Необходимо найти разумный баланс между участниками рынка электроэнергии и экономикой государства в целом. Если мы будем рассматривать отдельно вопросы необходимости сбалансирования рынка электроэнергии от экономической ситуации в государстве, то, например, уровень платежеспособности предприятий может не позволить оплачивать е/е по слишком высоким ценам и, как следствие, мы получим снижение уровня ее оплаты. Мы ведь не на этот результат рассчитываем!
Кроме того, товарная продукция “Энергоатома” в этот ОЗУ будет существенно меньше, чем в прошлые годы. Как следствие, “Энергоатом”, поддерживая низкие тарифы населения в рамках ПСО, будет иметь существенно меньший объем электроэнергии, который можно будет продать на коммерческих сегментах рынка, что в значительной степени нивелирует для компании экономический эффект от возможного поднятия прайс-кепов.
С другой стороны, значительные разрушения получили и сетевая инфраструктура “Укрэнерго”, и тепловая генерация. Думаю, что помощь МФО часть нуждаемости в средствах для восстановления поврежденных объектов покроет, но какую-то часть средств компаниям необходимо будет финансировать самостоятельно. Поэтому у регулятора чрезвычайно трудная задача и количество факторов, которые необходимо учитывать, существенно больше, чем обычно…
– Повреждения испытывают не только государственные, но и частные объекты генерации и энергоинфраструктура. Какую помощь может оказать правительство в восстановлении таких объектов? К примеру, он же помогает “Укрэнерго” тем, что предоставляет гарантии под кредиты, государственному “Центрэнерго” с углем.
– Согласитесь, госгарантии для госкомпании выглядят довольно логично, особенно если эта компания является стратегическим предприятием. Но я согласен, что сейчас необходимо расширить перечень компаний и нуждающихся в помощи объектов. Мы работаем над тем, чтобы объединить усилия всех участников рынка и обеспечить всех необходимых в это непростое время. Начиная от доступа к материалам, получаемым в рамках помощи, и координации и взаимопомощи при проведении восстановительных работ.
– Уже сейчас на рынке высказываются мнения, что для того чтобы импортировать западную электроэнергию, нужно что-то вроде ПСО, поскольку разница в цене у нас и в Европе существенная. Какие решения могут быть приняты государством в этом отношении?
– Если вы посмотрите на спотовый рынок Европы, то он за последний месяц существенно упал и на сегодняшний день разница в ценах уже не так существенна. Но вы правы – для запуска импорта необходимо использовать коммерчески сбалансированную модель. В качестве примера можно для механизма компенсации разницы в стоимости электроэнергии обратиться с просьбой к международным донорам. Учитывая факторы, вызвавшие ситуацию, такая помощь сейчас выглядела бы даже очень нравственно.
На самом деле есть и другие идеи… На правительственном уровне как раз ведется дискуссия по оптимальному способу реализации импорта.
Надеюсь, в ближайшее время вы о них узнаете.
– Трейдеры, которые сейчас тестируют возможности импорта, покупают пересечения преимущественно именно на утренние и дневные часы. Как думаете, почему?
– Мне сложно это объяснить с экономической точки зрения, ведь ситуация по Украине сегодня действительно разная. Где-то не хватает генерирующих мощностей, где-то присутствуют сетевые ограничения, и в этих условиях наличие импортной электроэнергии может решить вопрос гарантированной ее поставки только в случае дефицита генерации в регионе, куда непосредственно осуществляется импорт…
– Насколько я понимаю, анонсированный ЕБРР летом кредит “Укрэнерго” на EUR 97 млн. еще не поступил. В чем задержка? И куда будут израсходованы эти средства? Как и предполагалось, на погашение долгов ВИЭ-генерации или, возможно, в связи с октябрьскими обстрелами они пойдут на ремонты?
– Укрэнерго получило этот кредит несколько дней назад. Эти 97 млн. евро выдавались банком под гарантии правительства Британии. В связи со сменой правительства в Великобритании имела место техническая задержка с их получением. По моей информации, деньги по этому кредиту пойдут на компенсацию диспетчерских ограничений, применявшихся к производителям зеленой электроэнергии, в текущем году.
Напомним, что долги на рынке вспомогательных услуг компания погасила первым траншем от ЕБРР (EUR50 млн. кредита от ЕБРР – ИФ-У). По моему мнению, обе позиции – одни из самых критических с точки зрения обеспечения управления энергосистемой. Ведь для выполнения диспетчерских команд, которые, собственно, и направлены на поддержку энергосистемы в балансе и приводящие к недополучению доходов зелеными производителями, должна осуществляться справедливая компенсация таких убытков, как и предусмотрено законодательством.
Сейчас Укрэнерго и ЕБРР работают над новым проектом, в рамках которого компания должна получить кредит на EUR300 млн. Целевым назначением значительной части этих средств будет восстановление разрушенной россиянами инфраструктуры. В то же время, рассматривается возможность того, чтобы дополнительно получить еще определенную сумму уже в виде гранта. Детали пока не определены, и к этому проекту есть возможность привлечься другим донорам.
Кроме того, Всемирный банк также озвучил готовность предоставления “Укрэнерго” финансовой помощи, размер которой еще обсуждается.
Убежден – когда мировые лидеры увидят своими глазами масштабы разрушений, увидят, что это не сказки, что это нельзя восстановить быстро собственными силами, и это ставит под серьезную угрозу нормальное существование целого государства внутри Европы, помощь Украине существенно усилится. Разрушения, нанесенные россиянами энергоинфраструктуре Украины, никого не оставят равнодушными, ведь своим цинизмом поражают даже специалистов. (Нина Яворская, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)