Что означает для России установление предельной цены на нефть? Комментирует Юлия Свириденко, первый вице-премьер-министр – министр экономики Украины.
Санкции на российскую нефть накатываются системно и неумолимо, хотя путь к полному эмбарго и выглядит извилистым.
Если ценовой потолок на нефть такой действенный, то почему мы требуем существенно его уменьшить? И если установленный потолок на уровне $60 такой мягкий, то почему Россия так резко реагирует на его введение?
Этот феномен проявляет всю сложность и системность работы над введением санкций против России.
И в преддверии очередной волны санкционных мер, в частности 9-го пакета санкций ЕС, хочу еще раз по свежим следам разобрать весь комплекс ограничений на экспорт нефти из России.
В российской нефти скрывается “кащеева смерть”, потому что это главный источник поступлений в российский бюджет войны. С 24 февраля мы требуем от партнеров полного эмбарго на нефть из России.
Первыми нефтяное эмбарго было введено в США – 8 марта. В тот же день Великобритания сообщила, что откажется от российской нефти до конца года, а точнее – введет полное эмбарго 5 декабря 2022 г.
ЕС принял полное эмбарго на нефть 3 июня, также предусмотрев, что оно заработает (с рядом исключений) 5 декабря 2022 г. Каким далеким для нас выглядело то 5 декабря тогда.
Но уже 28 июня на саммите в Баварии лидеры G7 говорили, что объявленное эмбарго разгоняет цену. И как результат Россия зарабатывает больше денег, чтобы финансировать войну, а мир страдает от инфляции.
Действительно, агрегированная цена FOB Europe на нефть Brent в июне подскочила до $128, при том, что 24 февраля была $101. Кстати сейчас эта цена составляет $80, российская нефть Urals торгуется на уровне $56.
В своей сути Oil Price Cap Initiative – это исключение от полного эмбарго, направленное на избежание скачков цены. Именно так этот механизм прописан в восьмом пакете санкций ЕС.
Главный вывод – полное эмбарго на нефть не только возможно, но уже закреплено в нормативных актах. А Oil Price Cap Initiative – лишь временный предохранитель от ценового шока при введении полного эмбарго.
Парадоксально резкая реакция России на это исключение является криком отчаяния, потому что этот механизм загоняет в контролируемый коридор и физический поток нефти и цену на нее.
Российские надежды, что низкий экспорт компенсируется высокими ценами – не оправдались.
Кроме того, работая в рамках ценового потолка, трейдеры будут привыкать к плотному эмбарго вне потолка.
В то же время, мы не успокоимся, пока не остановим каждый российский нефтедоллар, который тратится на убийства украинцев. Поэтому считаем, что при торгах на уровне 56-60 долларов ценовой потолок можно смело устанавливать на уровне 30 долларов.
Для трейдеров не важна абсолютная цена, главное – возможность торговать и иметь свою маржу. А вот Россия должна получать как можно меньше средств и в идеале вообще не иметь средств вести войну.
Следовательно, санкционная коалиция в очередной раз продемонстрировала единство и разработала механизм, который содержит существенный потенциал усиления давления на государство-агрессора.
Это безусловный плюс: ведь после тестирования на практике механизм Price Cap Policy может быть использован не только по нефти, но и газу, дискуссии о чем уже продолжаются.
А в феврале будет объявлено о финансовом потолке на нефтепродукты. Турция уже потребовала от судов, транспортирующих российскую нефть по ее водам, предоставления гарантийных писем от страховых компаний.
Так что механизм работает. Бурная отрицательная реакция России подтверждает, что мы двигаемся в правильном направлении.
Минусом же принятых решений является приемлемый и в целом комфортный для России уровень ограничения цен.
Этот уровень минимально повлияет на доходы России от нефти, если сравнивать с предыдущими годами. И, соответственно, на возможности и желании России финансировать в дальнейшем войну.
Поэтому Украина будет работать над тем, чтобы уровень ограничения цен был пересмотрен нашими союзниками в сторону уменьшения в кратчайшие сроки. Оптимальный уровень, который действительно нанесет по нефтяным доходам России удар – $30-35 за баррель. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)