Президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI” Михаил Гончар в интервью УНИАН рассказал, действительно ли Европа сбросила с себя российскую газовую удавку, как РФ продолжает зарабатывать на европейском газовом рынке и прозрели ли европейцы настолько, чтобы не дать Кремлю в будущем получать “газовые” ” евро.
– В Европе в начале нового года уже заговорили чуть ли не о победе над Кремлем в газовой войне. Мол, энергосбережение и теплая зима сделали потребление российского газа “потрясающе низким”. Действительно ли уже стоит радоваться и говорить о независимости стран ЕС от российских энергоносителей?
– Здесь сложилась любопытная ситуация. Если посмотреть на предварительные итоги 2022 г. (по сравнению с 2021-м), в частности, на торговые результаты, то, несмотря на различные санкционные ограничения, торговля стран Евросоюза с Российской Федерацией увеличилась. Произошло это прежде всего из-за роста цен на энергоносители. То есть Россия продала меньше, но получила за это больше.
Действительно сократили торговлю с агрессором Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Дания, Швеция и Ирландия. Швеция, например, на 60%, Дания на 44%, Литва на 25%… В то же время, остальные страны ЕС очень серьезно нарастили объемы. В первую очередь, закупая пусть и меньше, но более дорогого российского газа. Италия, например, на 100% увеличила свою торговлю с РФ, Словения – на 346%, Венгрия – на 132%, Греция – 142%, Австрия – 139%.
– То есть европейцы действительно испугались российского шантажа “заморозить Европу”, поэтому Россия остается “надежным поставщиком” энергоносителей?
– Поначалу так и было на теле опустевших за предыдущую зиму газохранилищ. Но потом испуг прошел, когда в начале осени стало понятно, что у ПХГ будет достаточный запас.
В 2023 году картина может оказаться другой. Однако, безусловно, РФ будет продолжать действовать в стиле “куда вы денетесь?”. Мол, этой зимой вам просто повезло, что тепло. А вот в следующем сезоне… Напомню, что главный российский “метеоролог” Алексей Миллер (глава “Газпрома”, – УНИАН) несколько месяцев назад не просто рисовал для европейцев апокалиптические картины, в России даже натворили кучу разных смешных и тупых роликов. Уверен, что эта избитая пластинка будет запущена и в следующем году.
Из России уже сейчас начинают транслироваться разные пропагандистские прогнозы, что, мол, следующая зима будет очень тяжелой. Россияне уже намекают, что растет мировая экономика, больше развивается азиатская экономика, потребление энергоресурсов растет. Мол, готовьтесь, что на азиатские рынки пойдет больше газа, а в Европе будет дефицит. Топлива не хватит, цены еще больше вырастут… Пугают Европу тем, где вы, мол, возьмете газ, как не в России? Американский газ дорогой, австралийский пойдет на азиатский рынок, катарский тоже туда. А больше где взять? Только в России.
То есть “наша песня хороша и новая, начинаем ее снова”. Повторяется все то, что россияне делали в 2021 году, пугая холодной зимой, то, что они делали этой зимой.
Это выглядит абсурдно, учитывая, что на газовом рынке Россия устроила самоэмбарго. Имею в виду, что не ЕС решил отказаться от российского газа, а РФ самостоятельно, еще с 2021 года ограничивала поставки. В конце концов, у всего мира есть подозрения, что даже за подрывом “Северных потоков”, которые так долго лелеяла, стоит тоже она.
Думаю, если бы сейчас была действительно холодная зима, то на пике потребления в ЕС нельзя было исключать, что на других газопроводах, ведущих из Северного моря, Норвежских месторождений в Европу или из Северной Африки через Средиземное море в Европу, могли случаться рукотворные аварии…
Это только кому-то может казаться, что взорвать Северные потоки – абсурдное действие, мол, на них же потрачена куча денег, а теперь взяли и уничтожили. Но действительно абсурдного в этом нет, здесь тоже есть своя логика. Россия подходит к газовому рынку Европы, к инфраструктуре газоснабжения, рассматривая их не только как рынок, но и как продолжение театра военных действий. Если нанести гибридный “газовый удар” на европейском фронте, сделать невозможным поддержку Украины со стороны ЕС, то можно одержать победу на украинском фронте. Кремль сделал это руками “Газпрома”. Этот наглядно иллюстрирует “газовый удар” России по Европе и ценовой шок для нее.
В РФ исходили из того, что вывод из строя функционирующего Северного потока-1 и незапуск Северного потока-2 больше подстегнет цены на европейском рынке. И Европа, наконец, будет взывать: “Дайте больше газа!”. Не случайно россияне даже сейчас говорят, что есть труба “Ямал-Европа”, можем давать вам больше по этому маршруту. То есть цинично предлагают давать газ в ЕС по трубе, которую сами осушили! Сами прекратили по ней поставки в ЕС.
Для России (еще с советских времен) экспорт энергоресурсов в Европу никогда не являлся исключительно коммерческим делом. Поэтому то, что кажется абсурдным (в том смысле: как так случилось, что Россия потеряла такой традиционный рынок), действительно абсурдным не является. Если понимать логику Кремля.
– Выходит, что, несмотря на подрыв “Северных потоков”, это “самоэмбарго”, Россия все равно стремится продавать газ в ЕС?
– Россия хочет продавать в Европу, потому что во-первых, она инфраструктурно привязана к ней. Во-вторых, потому, что ей, как и в свое время Советскому союзу, нужна свободно конвертируемая валюта. В-третьих, есть другая, скрытая, публично не артикулированная стратегия. Она еще с советских времен заключалась в том, чтобы путем поставки российских нефти и газа в Европу создать эффект зависимости Европы. Постепенно наращивать эту зависимость так, чтобы разорвать трансатлантическую солидарность – стратегически в перспективе оторвать Европу от Соединенных Штатов и Канады.
Это, так сказать, метод экономического подчинения Европы. Причем, он был сформулирован еще в 1969 году. В обнародованных несколько лет назад архивах МИД Советского союза нашелся документ, датированный декабрем 69-го. Это была докладная записка МИД СССР на Политбюро ЦК КПСС, которая касалась перспектив расширения экономических отношений с Западной Германией.
Напомню, что тогда в Германии шли горячие прения по поводу контракта с СССР “газ – трубы”. Советская промышленность не могла производить качественные трубы для строительства газопроводов высокого давления, поэтому Советский союз предлагал Германии покупать газ из разрабатываемых западносибирских месторождений на условиях: “Дайте нам трубы, а мы вам дадим дешевый газ”. Немцы по этому поводу много лет дебатировали и не соглашались. Но когда в 1969 г. канцлером Германии стал социал-демократ Вилли Брандт, более приверженный Советскому союзу, правительство ФРГ согласовало контракт.
– То есть Россия, как “наследница” СССР, продолжала воплощать эту стратегию десятки лет, но сейчас, как говорится, “выстрелила себе в ногу” и разрушила все меньше, чем через год? Ведь в той же Германии говорят, что она больше не зависит от русских энергоносителей.
– Не совсем. По газовому направлению Россия действительно потерпела сокрушительный удар, который нанесла сама себе. Но, к сожалению, РФ в 2022 году на этом рынке все равно получит доходы, превосходящие доходы 2021 года. То есть, как я уже сказал выше, продав меньше газа, Кремль действительно получил больше денег.
Это стало возможным потому, что все эти годы это была двойная стратегия. То есть речь не только и не столько о коммерческой составляющей.
– Если мы говорим о том, что Россия получает больше денег от продажи газа, коммерческая составляющая все же сработала?
– Да, коммерческая стратегия тоже сработала. Сначала Россия прибегла к, на первый взгляд, незаметным сокращениям поставок газа на европейский рынок во второй половине 2021 года. А потом – больше и больше. В конце концов, это привело к ценовой эскалации на европейском газовом рынке. Цена на тысячу кубов, которая держалась на уровнях до 400 евро, в конце 2021 составляла уже почти 1900 евро. В 2022 году прыжки вверх и вниз происходили от 800 евро до почти 3500 за тысячу кубов. И только сейчас, в начале 2023-го цены на газ упали до уровня менее 700 евро, чего не было с 2021 года.
Все это указывает на то, что это была продуманная стратегия, преследовавшая несколько целей. Во-первых, получение прибыли по принципу “поставляешь меньше – получаешь больше” (и это сработало). Во-вторых, принуждение Европы к пересмотру своей санкционной политики в отношении России. И в-третьих, поощрение стран ЕС к прекращению поддержки Украины. Последнее периодически озвучивает венгерский глава Орбан, мол, перестаньте давать Украине деньги и оружие, и война прекратится.
– В последних двух пунктах РФ потерпела неудачу?
– Да. Ее стратегия стала понятна европейцам. Многие десятки лет считалось нормальным покупать дешевый российский газ, который далеко не для всех клиентов “Газпрома” был дешевым. Но внезапно это привело к колоссальным дополнительным расходам: чтобы компенсировать и компаниям, и потребителям в странах ЕС безумно – на порядок выросли расходы. Сейчас называются цифры, что в рамках ЕС на разные компенсаторные выплаты за 2022 год израсходовано около триллиона евро. Именно так европейцы “на собственной коже” почувствовали настоящую цену “дешевого” российского газа.
Это то, что Европу предупреждали мы, украинцы, о чем предупреждали поляки и страны Балтии. “Дешевый” российский газ – это на самом деле ловушка. То, что делает РФ – обман. Но всего этого не слышали, не хотели слышать в Берлине, Париже, Риме и Брюсселе. Теперь все прозрели.
– Прозрели ли они настолько, что Россия больше не сможет вернуться на этот рынок влиятельным игроком?
– Российский экспорт газа в прошлом году практически вдвое рухнул. Однако он не обнулится, немцы его не обнулят. Данные первой недели нового года – не показатель. Особенно если принимать во внимание аномально теплую погоду в Европе, когда газ потребляется минимально.
Конечно, возвращения к тому, как было, когда 55% импортируемого Германией газа, например, импортировано именно из России, уже не будет. Ноль импорта из РФ в начале 2023 г. говорит сам за себя. Но не надо питать иллюзий о том, что дальше из российской “трубы” Европа ничего не возьмет и будут одни нули. Нет.
Вне всякого сомнения, путинской России европейцы не позволят сесть себе на шею. Но на будущее, учитывая европейскую ментальность… Когда в РФ изменится режим, в Европе захотят дать шанс “новой России”, привлечь ее к сотрудничеству. То есть вполне вероятно возвращение к увеличению объемов импорта энергоносителей с объяснением о “коротком логистическом плече” и так далее.
– И Россия снова воспользуется этой слабостью европейцев?
– Конечно, этим может воспользоваться новый владелец Кремля. Не исключено, что россияне снова будут действовать по принципу “можем повторить”. То есть сначала могут дать Европе “дешевого” газа, мол, “берите, сколько сможете”. А потом снова попытаться провернуть свою старую аферу.
С учетом того, что в европейских странах будут проходить выборы, будут меняться правительства, такой сценарий ренессанса российского энергетического экспорта в ЕС исключать нельзя. Хотя сейчас он выглядит мало реалистичным на фоне того, что сделала и продолжает делать Россия.
– А что с украинской ГТС в этой картине мира, которую Россия строит в Европе?
– В рамках спецоперации по осушению газового рынка Европы Россия минимизировала поток через нашу ГТС. Но пока у россиян нет другого выбора, как использовать ее на минимуме, ведь есть действующий до 2025 года контракт (согласно ему, есть прокачка газа через ГТС Украины, или нет, Россия должна платить). Но в определенное время “Ч”, когда РФ решит ударить по Европе полным прекращением газоснабжения, она прекратит поставки и через нашу ГТС.
Россияне в сезоне 2022-2023 увидели, как ЕС прибег к экономии энергопотребления, как произошло сокращение импорта газа из РФ, плюс – действительно теплая зима. Это все их планы остановило. Но это не значит, что они отказались от них. (Татьяна Урбанская, УНИАН/Энергетика Украины и мира)