Потери ВВП от дефицита электроэнергии могут составить 3,6% в текущем году.
Их планы снова провалились. В Украине есть электричество. Почти всюду. Даже в изуродованной одесской энергосистеме ситуация улучшилась. Это победа, пусть и далеко не окончательная.
Уже полгода Россия пытается погрузить Украину во тьму. В сентябре после поражения под Балаклеей и Изюмом орки, чтобы отомстить, начали выносить энергосистему Слобожанщины. С 10 октября обстрелы распространились по всей Украине. Наносили удары по высоковольтным подстанциям, тепловым и гидроэлектростанциям. Прилетало даже на АЭС. Били и по символу советской индустриализации – Днепрогэсу.
В конце ноября россиянам удалось почти на двое суток разделить объединенную энергосистему Украины. Тогда без тока осталось около 55% абонентов. Но подняли, собрали, и борьба продолжилась. Пережили уже 15 волн ударов по энергетике. Количество выпущенных по энергообъектам ракет и дронов давно перевалило за тысячу. Атаки “шахедов” вообще стали почти рутиной. “И здесь из леса на подстанцию выходит дрон…”, а система держится. Энергетики приобрели бесценный опыт работать под ракетными обстрелами и знают, как правильно действовать, если в течение получаса происходят удары по четырем электростанциям и дюжине подстанций.
Жутко для Европы XXI века, но Москва хочет затянуть соседей к себе, в девятнадцатый.
После первых ударов у “братского народа” звучал победный вой со страстным ожиданием, что вот-вот все рухнет, и смакованием картинок темных городов “у бандер”.
Однако прошла вторая, третья, пятая, десятая серия ударов… а энергетика держалась. Хотя было очень сложно, но зиму почти пережили. Очевидно, что новые удары еще будут и недооценивать этого не следует – сохранение целостности энергосистемы далось очень тяжело. Повреждены все ключевые подстанции, по некоторым из них количество повторных ударов уже достигает десяти.
Оборудование от этого лучше не становится, нарастает эффект повреждений. Недавний взрыв наспех отремонтированного трансформатора под Одессой подтверждает это. Да и с резервами оборудования все сложнее, а поставки из-за границы идут тяжело – части нужного оборудования там просто нет, а производство продолжительное. Делать новое у нас тоже нелегко, по “Запорожтрансформатору” уже неоднократно избивали. Проблемы не решить ни за месяцы, ни за годы. Но нужно стараться.
В настоящее время усиливаются защита и устойчивость имеющихся подстанций, обвал, защитные укрытия и т.д. Следует понимать, что невозможно наличными ЗРК прикрыть все из почти полутораста подстанций “Укрэнерго”. А есть еще (достаточно большие) энергообъекты и у облэнерго. Да и по машзалам самих электростанций регулярно прилетает. Следовательно, необходимы другие решения.
Министерство инфраструктуры и Укрэнерго собираются построить несколько защищенных от обстрелов магистральных подстанций 330 кВт и 750 кВт. Критическое оборудование на них разместят под землей. Первые две могут появиться уже на следующую зиму. Идея неплохая, но таких станций понадобится минимум десятки , и это тема в основном на “после войны”. Войну придется проходить с тем, что есть.
Нацбанк опубликовал расчеты, что за первый квартал 2023-го дефицит мощностей может составить примерно 27% в оптимистическом сценарии, в пессимистическом – в полтора раза выше. Впрочем, половина квартала уже прошла.
Цифры прогнозов, естественно, еще не раз будут корректировать. Но уже понятно, что проблемы с энергоснабжением будут и в этом, и в следующем году. Зима 2023/2024 ожидается очень сложной.
Неизменной остается и вера в способность украинцев находить решение.
“Энергетики приобрели уникальный опыт маневрировать маломощными электрическими сетями, была усилена физическая защита энергообъектов, – отмечают в НБУ. – Бизнес приспосабливается к текущим условиям: многие предприятия обеспечили себя автономной генерацией, так что экономика частично работает даже при перебоях с энергоснабжением”.
Однако все это, мягко говоря, не бесплатно. Для автономного поколения требуется как минимум дополнительное топливо. По оценке НБУ, за один зимний месяц стоимостью около 200 млн. дол.
Себестоимость электроэнергии от промышленных генераторов – от 10 грн./кВт, а для малого бизнеса (от небольших моделей) – 18-25 грн./кВт. Между тем, цена электроэнергии в энергосистеме для небытовых потребителей в несколько раз меньше – 4-6 грн.
Потери ВВП от недостатка электроэнергии колеблются от 2 до 3,6% в этом году и от 0,6 до 1,5% – в следующем. Для сравнения, за этот год ВВП в лучшем случае вырастет на процент.
Тот же экспорт, даже в оптимистическом сценарии, потеряет от нехватки энергии в этом году 2 млрд. дол. И это часть цены войны.
Довольно туманные (точнее, полностью зависящие от ситуации на фронте и поставок средств ПВО, желательно и больше ВВС) перспективы возобновления производства на электростанциях.
Довоенного в 2021 г. произвели 155,6 млрд. кВт-ч, в прошлом едва перевалили за сотню миллиардов.
В настоящее время потерян контроль над электростанциями реальной мощностью более 10 млн. кВт (в том числе 6 млн. на Запорожской АЭС). Отбить их будет нелегко, да и в каком виде они будут… Например, та же ЗАЭС (выработка в 2021 году – 36,4 млрд. кВтч). Несмотря на ожидаемый возврат контроля над станцией, ее интеграция в энергосистему предполагается только во втором полугодии 2024-го из-за вероятного минирования территории и разрушения оборудования.
При побеге из Херсона “освободители” полностью разнесли местную подстанцию 220 кВт. То, что не успели взорвать, расстреливали из пулеметов. Что реально хорошо получается в “русском мире”, так это гадить.
В любом варианте дефицит энергии сохранится даже зимой 2025-го. В Европе такого не было с тех пор, как зарыли Третий рейх 1945 г. (здесь уж точно “аналогов нет”). И впереди у нас много всякого разного, не только хорошего, к сожалению. Во время и после войны придется очень многое менять.
И первый раунд – за энергетиками Украины, выдержавшими невероятно сложную зиму. Прежде всего, низкий поклон людям на станциях и возле трансформаторов, которые практически сразу идут устранять повреждения (часто рискуя попасть под повторный прилет), и диспетчерам, балансирующим систему, которая в подобной ситуации упала бы в любой стране Европы. Они уже победили. (Игорь Маскалевич, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)