Экс-президент “Казатомпрома” Джакишев прокомментировал продажу части уранового месторождения Буденовское россиянам.

В 2022 г. российская госкорпорация “Росатом” увеличила свое присутствие в урановой отрасли Казахстана: входящие в ее группу компании получили долю в одном из самых крупных месторождений серебристо-белого металла в Казахстане – Буденовском. Свои доли им продали сын казахстанского миллионера Клебанова Яков и российский миллиардер Василий Анисимов. Что означает эта сделка, и какие риски может принести стране – на эти вопросы ответили эксперты.

Смена акционеров

О том, что еще одна часть месторождения Буденовское перешла под контроль российской госкорпорации “Росатом”, стало известно из интегрированного годового отчета НАК “Казатомпром” за 2022 г. В документе есть сноска, в которой говорится: “…от ТОО “СП “Буденовское” получена информация об изменении состава участников ТОО “Степногорский горно-химический комбинат”, в который вошли АО “Ураниум Уан Груп” и АО “Логистический центр ЯТЦ”.

Уточнение по долям новых владельцев есть в аудированной финансовой отчетности СП “Буденовское” за 2022 г.: АО “Ураниум Уан Груп” стали принадлежать 99,99% уставного капитала Степногорского горно-химического комбината (СГХК), АО “Логистический центр ЯТЦ” – 0,01%. Таковы данные на 31 декабря 2022 г. “Ураниум Уан Групп” входит в Uranium One, это международная группа компаний, входящая в “Росатом”, имеет активы в Казахстане, Танзании, Намибии. “Логистический центр ЯТЦ” также входит в контур госкорпорации “Росатом”, занимается логистикой продукции ядерного топливного цикла.

На 31 декабря 2021 г. состав акционеров Степногорского горно-химического комбината был таким: долей в 60% владела Ganberg UK Ltd, долей в 40% – Gexior UK Ltd. Это частные компании с ограниченной ответственностью, они зарегистрированы в Соединенном Королевстве. Их объединяет общий крупный акционер, имеющий такую же “прописку”, – Degevol UK Ltd. В обеих компаниях Degevol имеет по 75%. В то же время саму Degevol контролируют Василий Анисимов (у него более 50%, но менее 75% акций) и Яков Клебанов (у него более 25%, но менее 50% акций).

Василий Анисимов – российский миллиардер с казахстанским происхождением (родился в Алматы в 1951 г., окончил Нархоз), хорватским гражданством и швейцарским местом проживания. Является №72 в рейтинге российских миллиардеров-2023 по версии российского Forbes, владеет Coalco International (коммерческая и жилая недвижимость, индустриальные парки, земля). Яков Клебанов – №41 в рейтинге 50 богатейших бизнесменов Казахстана – 2020 по версии Forbes Kazakhstan, сын миллионера Александра Клебанова (№20 в рейтинге богатейших бизнесменов Казахстана – 2023 по версии Forbes Kazakhstan). Совладелец АО “Circle Maritime Invest”, имеет долю в ТОО “Astana Aviation Services”, ТОО “Тенiз Star”, ТОО “Global Advisers”, SAVAbit Limited и др.

Что за месторождение – Буденовское

Буденовское открыто в конце 1970-х годов, находится в Сузакском районе Туркестанской области Казахстана. Входит в число крупнейших месторождений урановых руд в мире. Месторождение разделено на семь участков. Разработкой занимаются три компании. “Казатомпром” является участником каждого из этих предприятий. “Росатом” – до сделки со степногорским комбинатом – входил в две из этих компаний.

Участки №1, 3 и 4 находятся у СП “Акбастау”. Это совместное предприятие “Казатомпрома” и АО “Uranium One Group”, которое входит в группу “Росатома”. Доли участия каждой стороны – 50%. Промышленная эксплуатация этих участков началась в 2012 году, права “Казатомпрома” на разведку, добычу и сбыт урана на участке № 1 действуют до ноября 2037 года, на участках № 3 и 4 – до ноября 2038-го. Совокупный объем рудных запасов (включая годовое истощение) составляет 36,2 тыс. тонн, столько же – общий объем минеральных ресурсов.

Участок №2 разрабатывает ТОО “Каратау” – им в пропорции 50 на 50 владеет “Казатомпром” и входящее в группу “Росатома” Uranium One Netherlands B.V. В промышленную эксплуатацию участок № 2 введен в 2008 году. Контракт на недропользование на участке № 2 заключен в 2005 г., права на разведку, добычу и сбыт урана действуют до июля 2040 г. На 1 января 2023-го совокупный объем рудных запасов (включая годовое истощение) и общий объем минеральных ресурсов (включая запасы) составляет 35,9 тыс. тонн урана.

Проданному Степногорскому горно-химическому комбинату принадлежала доля в 49% в СП “Буденовское”, которое разрабатывало участки №6 и 7. Пакет из 51% акций этого СП принадлежит “Казатомпрому”. Контракт на недропользование заключен в октябре 2020 года, права на добычу и сбыт урана – до октября 2045-го. Промышленная эксплуатация участков № 6 и 7 планируется в 2023 году. По совокупному объему рудных запасов, включающему прирост балансовых запасов, это самые богатые участки – 114,2 тыс. тонн, общий объем минеральных ресурсов (включая запасы) здесь составляет 120,1 тыс. тонн урана.

Риски и вопросы

Автор Telegram-канала Energy Analytics Абзал Нарымбетов в комментариях для Forbes.kz отметил, что практически все казахстанские урановые месторождения, на которых “Казатомпром” присутствует, он разрабатывает либо самостоятельно, либо в составе совместных предприятий, где его доля в основном составляет или превышает 50%. Исключение – СП “Южная горно-химическая компания” (у НАК – 30%, у входящего в группу “Росатома” Uranium One Rotterdam B.V. – 70%).

“Вопрос, который у меня возникает, прежде всего, такой. Если “Казатомпром” может добывать самостоятельно, зачем продавать [кому-то] такую большую долю в СП – 49%? Это месторождение в течение трех лет может стать одним из крупнейших не только в Казахстане, но и в мире”, – говорит Абзал Нарымбетов.

Второй вопрос связан с вероятными рисками. “Казатомпром” в Казахстане добывает 55% урана, по данным на конец 2022 года, “Росатом” – 21%, остальное в небольших долях добывается другими, иностранными, компаниями. С началом добычи СП “Буденовское” доля “Росатома” в общей добыче в Казахстане увеличится, полагаю, минимум на 10%”, – говорит собеседник о риске увеличения концентрации в отрасли.

Абзал Нарымбетов отмечает и риски попадания “Росатома” под антиросийские санкции. В этом случае, на взгляд собеседника, “Казатомпрому” может быть сложно реализовывать свой продукт. И это он называет “основным и самым большим” риском произошедшей смены владельцев части месторождения Буденовское.

“Это очень чувствительный рынок”

Экс-президент “Казатомпрома” Мухтар Джакишев поделился своим взглядом на продажу части месторождения Буденовское в эфире YouTube-канала BaitassovLive. Первый вопрос, который издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов задал своему собеседнику, звучал так: “Что казахстанцы могут получить от этой сделки?” “Ничего”, – ответил гость. Он пояснил, что доля принадлежала “российскому олигарху Анисимову и нашему бизнесмену Клебанову”, и поэтому средства от продажи получили они, а не Казахстан и не “Казатомпром”. После спикер пояснил, как Анисимов “появился в урановой отрасли Казахстана”.

Арманжан Байтасов спросил, может ли Казахстан оказаться под санкциями из-за этой сделки. “Очень сложно сказать, потому что это очень чувствительный рынок, – сказал Мухтар Джакишев. – Мне звонили из США люди, с которыми мы в свое время пересекались и контактировали. Они спрашивали, “Казатомпром” – это отдельное, казахстанское юридическое лицо, или это филиал “Росатома”. Я от них-то детали и узнал”. По его словам, собеседников смутило, что “российский олигарх продает [часть] казахстанского месторождения “Росатому”.

“Если “Росатом” станет подсанкционной компанией, то “Казатомпром” тоже может попасть под санкции с учетом такого восприятия компании. Но проблема в том, что попасть под санкции очень легко, выйти из-под них – очень тяжело. Может, я немного утрирую, но вот такое общее ощущение есть”, – сказал Мухтар Джакишев. (Елена Тумашова, обозреватель Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий