В 2023 г. в Украину было импортировано 1,249 млн. т автобензинов, что фактически равняется показателям 2022 г. и на 4% меньше, чем в 2021-м. Об этом свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”.

В прошлом году импортеры сократили поставки бензина марки А-92 почти в 10 раз, в декабре уже не было импортировано ни одной тонны.

Импорт основной марки бензина – А-95 – увеличился в 2023-м на 8%. Пик поставки пришелся на январь прошлого года, когда рынок формировал запасы накануне вступления европейских эмбарго в силу в импорт российских нефтепродуктов. Также всплеск импорта наблюдался в июне из-за возвращения с 1 июля прежних ставок акциза и НДС.

Наибольший объем бензина всех марок был ввезен в I квартале – 424 тыс. т горючего.

По итогам 2023 г. основными направлениями поставки бензина были Румыния (25% от общего объема импорта), Греция (22%), Польша (21%) и страны Балтии (13%).

В отличие от остальных направлений увеличение импорта из Греции носило эпизодический характер во время июньской активизации.

Второй год подряд Румыния занимает первое место по поставкам бензина в Украину, в 2023 году оттуда поступило 310 тыс. т горючего. Снабжение осуществлялось автомобильным, железнодорожным и морским транспортом.

Основные объемы – 90% от общего импорта из Румынии – отгружались по железной дороге. Более половины всего бензина по этому направлению пришлось на продукт производства OMV Petrom: 206 тыс. т, или 67% общего объема.

На втором месте импорт через Unicom Oil Terminal в Констанце – 32 тыс. тонн бензина.

Rompetrol Rafinare уменьшила свою долю в импорте ресурса по этому направлению почти вдвое по сравнению с 2022-м.

Объемы импорта бензина из Польши увеличились за год вдвое, до 265 тыс. т. До сентября преобладали снабжение бензовозами, где доминировала UPG. Но с сентября ОККО нарастила объемы снабжения по железной дороге, а сеть UPG, наоборот, уменьшила – автомобильным транспортом. На это повлияли изменения в Таможенный кодекс и блокирование польскими бастующими четырех основных пограничных переходов на украинско-польской границе. С ноября ввоз бензина автомобильным транспортом по этому направлению снизился в среднем до 4,5 тыс. т в месяц, хотя еще в сентябре было 8,2 тыс. т.

Основным поставщиком бензина из Польши был PKN Orlen, по которому – 53% (141 тыс. т), что в 5 раз больше, чем в 2022 г.

Вдвое увеличила экспорт бензина компания Unimot.

Также в этом направлении появились новые поставщики. К примеру, Select Energy – 39,3 тыс. т бензина.

А вот поставки из стран Балтии в прошлом году уменьшились на 13% до 165,8 тыс. т. Более чем в два раза упал импорт бензина автотранспортом из Латвии. На отгрузку горючего из балтийских стран повлияла блокировка польских КПП. В ноябре объемы ввозимого латвийского бензина составляли 95 т, в декабре – 24 т.

Подкосили польские забастовки и импорт из Литвы, хотя в годовой динамике снабжение уменьшилось на 2%, до 102,6 тыс. т. Весь объем поступил автотранспортом.

В 2021 году основными поставщиками бензина в Украину были Белоруссия с Литвой, которые обеспечивали 99% общего импорта, или 50% рынка. Вторая половина рынка питалась из Кременчугского НПЗ. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий