Один из крупнейших в России нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) – “ЛУКойл-нижегороднефтеоргсинтез” – вынужденно уменьшил производство бензина примерно вдвое из-за выхода из строя импортного оборудования, которое невозможно быстро заменить из-за санкций.
Об этом сообщает российский “Коммерсант”.
4 января из-за аварии завод полностью остановил одну из двух установок каталитического крекинга, ключевых для производства высокооктанового бензина.
По словам источника издания, причиной остановки установки стал выход из строя иностранного компрессорного оборудования, которое невозможно заменить в ближайшее время из-за западных санкций. Собеседники издания утверждают, что “ЛУКойл” надеется завершить ремонт на этой установке до весны. В самой компании подтвердили аварию, назвав ее инцидентом на технологической установке.
В целом на нижегородском НПЗ две установки каталитического крекинга, введенные в эксплуатацию соответственно в 2010 и 2015 годах. Сейчас выведена из строя более старая установка. Вторая такая установка сломалась в конце декабря прошлого года, но ее удалось перезапустить на меньшей мощности.
Санкции против нефтеперерабатывающего комплекса России до сих пор в основном приводили к увеличению сроков плановых ремонтов на российских НПЗ или замедлению процесса модернизации. Авария на нижегородском НПЗ стала первым известным случаем, когда дефицит оборудования из-за санкций может привести к выпадению производства значительного объема высокооктанового топлива.
По итогам 2022 г. нижегородский НПЗ переработал около 15 млн. тонн нефти, это примерно 5% от общей переработки в России.
Этот НПЗ важен для обеспечения московского региона, потребляющего около 30% бензина в России. В частности, в Москву бензин из нижегородского НПЗ поставляли специально построенным трубопроводом.
Источники издания добавляют, что “ЛУКойл” с 10 января приостановил продажу АИ-95 на российской бирже, в результате его стоимость пошла вверх. По мнению двух источников, подобная тактика нефтекомпании объясняется желанием обеспечить топливом собственные АЗС. Однако это провоцирует участников рынка запасаться топливом, что пока не представляет большой проблемы из-за сезонного снижения спроса. (Бизнес.Цензор/Энергетика Украины и мира)